«ИЕРЕМИИ ПЛАЧ» - Страница 5

В Кумране найдена рукопись «Плача Иеремии», в которой стихи первой песни также расположены в «нетрадиционном» порядке. Сравнения (важная стилистическая особенность «Плача Иеремии») исследователи встречают в 75 из 264 стихов «Плача Иеремии». В основном, это образы, заимствованные из природных явлений, например: «...Ибо рана твоя велика, как море». Лишь однажды встречается сравнение с историческим событием разрушения Содома. Большинство из них подчёркивает контраст между тем, что было до завоевания Иудеи, и современной автору ситуацией: «Князья её были в ней чище снега, белее молока; они были телом краше коралла, вид их был как сапфир; а теперь темнее всего чёрного лицо их; не узнают их на улицах; кожа их прилипла к костям их, стала суха, как дерево». Многие сравнения «Плача Иеремии» исследователи считают типичными для псалмов. Для ряда сравнений характерен мотив «обвинения против Бога»: «Господь стал как неприятель, истребил Израиля, разорил все чертоги его...». «Он (Господь) стал для меня как бы медведь в засаде, как бы лев в скрытном месте». Разорённый Иерусалим символически уподобляется женщине: сначала вдове (метафора богооставленности), затем нечистой, скверной женщине. Пророк называет Иерусалим «дщерью Сиона», «дочерью Иуды». Стена Иерусалима является метафорой города: «Стена дщери Сиона! лей ручьём слёзы день и ночь, не давай себе покоя, не спускай зениц очей твоих». Гнев Божий, обрушившийся на Иудею, подобен процессу давления винограда в точиле, Иудея – это виноград («...как в точиле, истоптал Господь деву, дочь Иуды»), а также бушующий огонь. «Сломить рог», «вознести рог» – традиционные библейские метафоры (ср.: 1 Цар. 2:1, 10; Пс. 74:11; 88:18; 91611). Обе встречаются в Плач 2:3, 17; первая выражает победу, вторая – поражение. Символические описания событий в «Плаче Иеремии» чередуются с предельно реалистическими. Повторы, связывающие отдельные песни в единое целое, – ещё одна особенность поэтического языка «Плача Иеремии». Начальное слово первой песни «как» повторяется в «Плаче Иеремии» трижды. Выражение «нет утешителя», указывающее на богооставленность, звучит лейтмотивом на протяжении первой песни. Не раз повторяются обращения к Богу: «Воззри, Господи...» – и молитва о воздаянии врагам: «...Поступи с ними так же, как Ты поступил со мною...». Несколько раз пророк говорит о сострадании народу: «Истощились от слёз глаза мои, волнуется во мне внутренность моя… от гибели дщери народа моего...».

 



 
PR-CY.ru