ЕВРЕЙСКИЙ ЯЗЫК - Страница 19

Поэт Моше ибн Эзра (1055–1138 гг.) написал трактат по поэтике древнееврейского языка – «Книгу беседы и упоминания». Менахем бен Сарук (род. в 915 г., Тортоса) создал в Кордове более совершенный словарь еврейского языка, чем словарь Саадии (например, он различал в слове «корень» и дополнительные элементы – аффиксы). Иегуда Хаюдж (около 930 – около 1000 гг.) пришёл к очень важному выводу, что любой глагольный корень в еврейском языке состоит как минимум из трёх согласных; он также выделил так называемые слабые корневые согласные. Метафорическое обозначение морфологической основы словом «корень» было известно и арабским, и еврейским средневековым учёным; в европейскую лингвистическую традицию оно проникло благодаря знакомству европейских авторов с сочинениями еврейских грамматистов. Среди грамматистов последующего периода, писавших преимущественно на еврейском языке, выделяется династия Кимхи – Иосиф (1105 – около 1170 гг.), его сыновья Давид (около 1160 – около 1235 гг.) и Моше (1120 – около 1190 гг.). Иосиф Кимхи впервые разделил гласные на долгие и краткие. Словарь и грамматика Давида Кимхи стали наиболее популярными в Средние века, благодаря Элияху Левите (1468–1549 гг.) его сочинения стали известны латиноязычному миру. Знание еврейского языка на латинском Западе в Средние века было очень ограниченным. У исследователей есть сведения об отдельных авторах, в той или иной степени знакомых с еврейским языком, но систематическое обучение еврейскому языку в монастырских школах и первых университетах не осуществлялось. Рост интереса к еврейскому языку связывают с именами некоторых представителей европейского Возрождения (Пико делла Мирандола, Иоганн Рейхлин) и Реформации (Мартин Лютер, Филипп Меланхтон) на рубеже XV и XVI вв. Как отмечают исследователи, одним из главных факторов явился обострённый интерес к еврейской мистической литературе. Появляются первые европейские грамматики еврейского языка, открываются кафедры еврейского языка в ведущих учебных заведениях Европы (Алькала, ныне Алькала-де-Энарес, Испания; Корпус-Кристи-колледж, Оксфорд; Коллеж де Франс, Париж). Европейская гебраистика зарождалась как освоение еврейской гебраистики: учителями И. Рейхлина и других учёных были еврейские грамматисты (Элияху Левита и др.); первые трактаты по грамматике еврейского языка в Европе были в значительной степени вторичными – они частично являлись переводами еврейских грамматических сочинений. Еврейские филологи активно участвовали в подготовке христианских печатных изданий еврейских текстов Библии и Талмуда. XVII век отмечен интересом к постбиблейскому еврейскому языку, к масоретской традиции, а также к самаритянской традиции еврейского языка. В этот период активно развивалась текстология Ветхого Завета, носившая тогда название critica sacra, расширявшая научный горизонт гебраистики и ставившая перед ней новые вопросы.

 



 
PR-CY.ru