ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ - Страница 2

О том же свидетельствуют греческие граффити на стенах каменного собора Святой Софии в Киеве, содержащие фрагменты текстов и отдельные начертания невм. С момента возникновения и до конца XI в. древнерусская певческая традиция была только устной; в значительной мере такой способ передачи как самого мелоса, так и законов певческого мастерства благодаря особенностям знаменной нотации сохранялся и впоследствии, особенно в XII – первой половине XV в. Древнейшая нотированная рукопись, содержащая песнопения знаменного распева, – Типографский устав с Кондакарем (рубеж XI и XII вв.; тогда же был переписан фрагментарно сохранившийся минейный Стихирарь). По мнению исследователей, лишь с рубежа XI и XII вв. можно говорить о знаменном распеве в строгом значении этого термина, т.е. о текстах песнопений, записанных знамёнами («знаменованных»). Ранее в богослужебные книги иногда вносились только начертания отдельных мелизматических формул – фиты (так называемая фитная нотация), которые обозначали более или менее протяжённые мелодические обороты, также воспроизводившиеся по памяти (новгородские служебные Минеи 1095–1097 гг.; Путятина Минея XI в.; Цветная Триодь XI/XII в. и др.). Большая часть дошедших до нас списков гимнографических книг XI–XIV вв. (Миней, Триодей и разновидностей Октоиха) содержат ненотированные тексты, которые распевались либо на основе комплекса существующих типовых мелодических моделей – самоподобнов (в древнерусской традиции называются подобнами), обширная подборка которых содержится в певческом приложении Типографского устава, либо при индивидуальном комбинировании формул в самогласных, которые первоначально запоминали в процессе обучения наряду с подобнами. Преимущественно устный способ усвоения и распространения византийского церковного пения оказал существенное влияние на формировавшийся мелос знаменного распева и особенности его дальнейшего развития. Фундаментом для него, насколько исследователи могут судить по поддающимся достоверной реконструкции более поздним певческим формам, стало восприятие тетрахордной звукорядной системы, принципов ладовой организации и формульной структуры (осмогласие), а также ладово-мелодическая основа византийской монодии. Специфика бытования, общая для всех древних певческих культур, обусловила возможность вариативного мелодического наполнения устойчивых ладово-ритмических структур, видоизменения формул и даже интонационного контура песнопений, переинтонирования текстов в условиях восточнославянской интонационности. Одновременно устная традиция, заучивание напевов на память способствовали длительному сохранению византийской основы песнопений, которая просматривается в большей или меньшей степени как в графике нотированных текстов, так и в мелосе знаменных песнопений вплоть до современных печатных изданий. Появление нотации идеографического типа, фиксировавшей лишь самую общую певческую информацию, хотя и вносило большую стабильность в распев текстов, но вместе с тем оставляло значительные возможности для мелодической вариантности. Уже в XII в. песнопения знаменного распева в основных гимнографических книгах были записаны с помощью нотации в её сложившейся развитой форме.

 



 
PR-CY.ru