ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ - Страница 5

На Руси была воспринята самая ранняя форма византийских гласовых сигнатур, или мартирий, включающая лишь буквенное обозначение номера гласа без сопровождающих невм, уточнявших в византийских рукописях более позднего времени каденцию интонационной формулы (ихимы) гласа. Исследователи затрудняются сказать, была ли заимствована сама традиция пропевания гласовых ихим: в древнерусских певческих рукописях начального периода указания на их слоговые подтекстовки изредка встречаются, однако впоследствии эта форма настройки на гласовое пение была, видимо, утрачена, т.к. погласицы, известные по рукописям позднего периода, имели иную функцию – были моделями для распевания псалмовых стихов «Господи, воззвах» и одним из приёмов обучения певчих осмогласию, а не способом настройки на исполнение песнопений. Нотированные рукописи ранней эпохи свидетельствуют о формульном характере гласового мелоса и графическом сходстве многих формульных оборотов с византийскими прототипами. Сравнительные исследования византийской и древнерусской формульности позволяют исследователям сделать вывод о родственной связи и нередко о близости мелодического контура в песнопениях обеих традиций. Однако уже в древнейших нотированных списках они замечают признаки переработки византийского мелоса и форм записи напевов: сохранившиеся древнерусские рукописи имеют очевидные отличия от византийских аналогов в фиксации как формульных, так и в особенности неформульных участков, что не допускает реконструкции песнопений без учёта более поздней традиции знаменного распева. В знаменном распеве набор формул каждого гласа в отдельности, своего рода лексикон, обладал также характерными ладовыми особенностями – свойственным ему комплексом опорных и заключительных тонов, определявшим «грамматику» гласового мелоса – структуру гласового звукоряда и закономерности соединения формул. Ладовая структура древнерусского осмогласия тесно связана с византийской, но имеет и существенные отличия в конкретной реализации ладовых закономерностей, обусловленные переинтонированием мелодических формул в древнерусской традиции, а иногда, как полагают исследователи, следованием архаичным византийским образцам, не совпадающим с «классической» ладовой структурой; временные координаты и последовательность происходивших изменений исследователями пока недостаточно изучены. В богослужебных книгах древнейшего периода представлены все основные стилевые разновидности знаменного распева – силлабическая, невматическая, мелизматическая и переходные формы. Простейшая по мелосу силлабическая разновидность знаменного распева с соотношением первого–второго звука на слог текста, фиксировавшаяся крайне редко, характерна, в первую очередь, для осмогласного пения псалмов вечерни и утрени. Мелодические формулы-полустишия для пения псалмов по монашескому чину (псалмовые тоны, или аллилуиарии Феодора Студита) по девяти (для трёх «слав» (антифонов) трёх кафизм) в каждом из восьми гласов выписаны в качестве певческого приложения в Типографском уставе (в сохранившемся фрагменте – формулы второй, третьей и четвёртой кафизм первых пяти гласов) и частично в дополнении Ирмология первой половины XV в. (формулы три «слав» второй кафизмы с прибавленными к ним второй и третьей «славами» вечерней первой кафизмы во всех восьми гласах).

 



 
PR-CY.ru