ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ - Страница 8

Стилистика и принципы распева оригинальных славянских текстов следуют нормам, воспринятым с переводной гимнографией, и не отличаются от основного корпуса песнопений знаменного распева. Неизменяемые песнопения, составлявшие основу разных богослужебных чинов, прежде всего, литургии, вечерни и утрени, не записывались со знаками нотации вплоть до XVI в. (исключение составляют отдельные песнопения периода Великого поста, например, замены херувимской песни, нотировавшиеся с последней четверти XV в.). Их полные тексты или начальные слова зафиксированы в Служебниках, исполнительские ремарки которых («людие» – «певцы») указывают на преобладание общинного пения неизменяемых текстов. В Служебнике начала XIV в. «певцам», т.е. профессиональному хору, на литургии Иоанна Златоуста поручены лишь «Иже херувимы» и «Милость мира», в Служебниках рубежа XIV и XV вв., содержащих более позднюю версию текста времени введения Иерусалимского устава, – Трисвятое, «Аллилуия» и (вместе с общиной) «Отца и Сына и Святаго Духа». Главными причинами устного бытования таких певческих текстов, вероятно, были твёрдое знание их напевов в общинах и устойчивое следование одной мелодической версии; кроме того, авторы списков богослужебных книг древнейшего периода ориентировались на византийскую книжную традицию, в которой до конца XIII – начала XIV вв. неизменяемые песнопения также не нотировались. Конец XIV – первая половина XV в. отмечены в певческих книгах соединением явных признаков древней основы, сближающих их с ранней рукописной традицией, и новых веяний, связанных с возрождением тесных византийских и южнославянских контактов, с влиянием афонской культуры. Большинство древнерусских гимнографических книг этого времени, тексты которых исполнялись знаменным распевом, либо не содержит знаков нотации, либо, как в древности, воспроизводит лишь начертания фит. Некоторые из этих книг отражают студийский тип, причём в его архаичном варианте, другие соответствуют недавно принятому Иерусалимскому уставу. Важным этапом в истории знаменного распева стало появление нотированного Октоиха-Стихираря (первая половина XV в.), в котором впервые со знаками нотации были записаны стихиры седмичного цикла. Их графическая редакция в это время ещё не сложилась, однако уже была близка к той, которая станет основной, начиная со списков последней четверти XV в. Порядок следования стихир тоже в полной мере не определился: их циклы, соответствующие вечерне и утрене, а также дням седмицы, не имели рубрикации, отдельные тексты помещались не в тех разделах, где они впоследствии займут устойчивое положение. Некоторые списки содержат только часть стихир Октоиха, фрагментарно нотированных. В первой половине XV в. начала изменяться редакция знаменного Ирмология. Списки этого времени, сохранившие многие элементы нотации из Ирмологиев домонгольской эпохи, содержат черты, сближающие их с редакцией, которая получила распространение в последней четверти XV в. Типологические признаки этой редакции сохранялись и впоследствии.

 



 
PR-CY.ru