ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ - Страница 3

Источниками знаменной нотации, несомненно, были византийские нотированные рукописи X–XII вв., о чём свидетельствуют высокая степень родства невменных словарей обеих традиций и сходство формульной графики песнопений. Южнославянские рукописи этого времени были ненотированными, поэтому из них могли заимствоваться, главным образом, церковнославянские переводы византийских текстов или оригинальная болгарская гимнография (святителей Климента Охридского и Константина Преславского); на раннем этапе при господстве устной формы распространения певческого искусства исследователи не исключают влияние балканской певческой культуры, однако в Х–XII вв. она также находилась в русле византийской традиции. В комплекте книг раннего периода собственно певческими (помимо Кондакаря, представлявшего иной тип распева) были Стихирарь и Ирмологий, которые включали преимущественно самогласные песнопения знаменного распева или модели для распевания других текстов и в большинстве случаев содержали знаменную нотацию. Наличие полностью (или почти полностью) нотированных отдельных списков Миней, Триодей и Параклитика, имевших значительное число подобных текстов, является характерной особенностью древнерусской певческой книжности XII–XIII вв. и результатом деятельности мастеров певческого искусства Руси. Создатели этих книг, очевидно, принимали во внимание как служебную, так и учительную их функцию, а также возникавшие вследствие перевода трудности приспособления подобного текста к не вполне совпадавшей с ним мелодической модели (самоподобну, ирмосу) при воспроизведении таких песнопений без выписанной нотации, особенно недостаточно опытными певцами. Сведения о раннем этапе развития знаменного распева в Древней Руси содержатся, в основном, в певческих рукописях, нотированных и ненотированных, частично в Типиконе. Эти рукописи дают наиболее полную информацию о репертуаре песнопений и степени его вариативности (иногда о месте песнопений в богослужении), о его принадлежности к системе осмогласия, о наличии разных мелодических версий или вариантов распева одного текста, о характерных чертах мелоса. Однако сохранившиеся источники не позволяют исследователям составить целостную картину зарождения и первоначального развития искусства знаменного распева. По мнению исследователей, этап становления церковного пения, очевидно, следует связывать с Киевом, откуда все нововведения, обусловленные распространением христианского богослужения, переносились в крупные центры – города и монастыри Древней Руси. Именно так представлен процесс усвоения знаменного распева в «Извещении о согласнейших пометах» (1670 г.) старца Александра Мезенца: «Первие же убо беша в начале сего знамени творцы и церковнии песнорачители во столечном Российския державы богоспасаемом граде Киеве. По неколиких же летех от Киева сие пение и знамя некиими люборачители принесеся до Великаго Нова града. От Великаго же Нова града разпростреся и умножися толиким долговременством сего пения учение во вся грады и монастыри великороссийския епархии и во вся пределы их». Первое известие о создании книгописной мастерской связано с именем князя Ярослава Мудрого, который «собра писце многы»; тогда «прекладаше от грек на словенское письмо. И списаша книгы многы».

 



 
PR-CY.ru