ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ - Страница 9

Поиски более адекватной формы фиксации мелоса, вероятно изменявшегося, хотя не принципиально и очень постепенно, в рукописях этого переходного периода нашли отражение в меньшей стабильности записи: в заметных расхождениях невменной графики песнопений между списками, в вариативности членения на колоны, в иной расстановке акцентных знамен с тенденцией к соблюдению текстовых ударений, в редакции записи формул. Изменения коснулись и текстов песнопений, фонетики (частичная редукция полугласных, в том числе в форме изъятия озвучивающих их знамен, или, наоборот, прояснение гласных основы) и лексики. Результатом поисков стало параллельное, в пределах полувека, бытование различающихся (в значительно большей степени, чем в раннюю эпоху), версий записи ирмосов, соответствующих в целом сходным, но всё же не совпадающим друг с другом напевам. Иные тенденции отмечаются в эволюции Стихираря, ранний этап развития которого в отличие от Ирмология характеризуется нестабильностью редакций напевов, приобретающих более устойчивый характер только в обновлённой графике во второй половине XV в. Признаком изменений, происходивших в традиции знаменного распева в первой половине XV в., а может быть и несколько ранее, стало появление первых певческих азбук – музыкально-теоретических руководств. Поначалу они содержали только перечень основных знамен с их названиями. Наиболее ранняя по содержанию азбука «А се имена знамянием» (первая половина XV в.) отражает переходный этап в понимании знаков, которыми записывались песнопения знаменного распева («предварительная редакция», по определению Зивар Махмудовны Гусейновой). В ней представлено небольшое число знамен, они систематизированы не так последовательно, как в более поздних руководствах, графика знаков и формул (попевок) и их названия не вполне отвечают традиции, сложившейся во второй половине XV в. Наблюдаются противоречия между начертаниями знамен и их названиями: например, «светлыми» названы как знаки с двумя точками (крюк светлый, статия светлая), что стало нормативным позднее, так и знаки с точкой (статия закрытая светлая, палка светлая, стрела светлая, стопица светлая), некоторые из них впоследствии будут названы «мрачными». Эти противоречия отражают разную трактовку начертаний в византийской и ранней древнерусской (знаки с точкой – высокий уровень в звукоряде или скачок вверх) и позднейшей древнерусской (положение между относительно более низкими «простыми» без точек и более высокими «светлыми» с двумя точками) системах нотации. Сопровождение знаменами большого корпуса текстов, ранее не нотировавшихся, изменение и значительная степень вариативности нотации в песнопениях, прежде имевших относительно стабильную графику, появление в тот же период азбучных текстов – всё это свидетельствует о целенаправленной работе мастеров церковного пения по пересмотру и редактированию песнопений знаменного распева, что, вероятно, было продиктовано сменой Студийского устава Иерусалимским и необходимостью подготовить комплект певческих книг, отвечавших как изменившейся богослужебной практике, так и иному уровню осмысления связей между мелосом и его невменной записью.

 



 
PR-CY.ru