ВЕНЕЦИЯ - Страница 20

Перестройка коснулась центральных ансамблей Венеции (район Пьяцца Сан-Марко и Дворца дожей), многочисленных дворцов, административных учреждений и мостов, школ религиозных братств (Скуола Нуова делла Мизерикордия, архитекторы А. Палладио и Я. Сансовино, около 1532 г., фасад не завершён). Римские формы были восприняты и в скульптуре, которая для некоторых мастеров, например, для Я. Сансовино (Мадонна из Арсенала, 1534 г.; скульптурный декор Лоджетты рядом с колокольней Сан-Марко, 1537–1546 гг.; бронзовые двери сакристии Сан-Марко, 1546–1569 гг.), была столь же близка, как и зодчество: в ней сохранялись принципы флорентийской пластики раннего и высокого Возрождения, связанной с именами Донателло и Микеланджело. На 1520–1560 гг. приходится расцвет творчества Тициана, создавшего портретную галерею деятелей политики и культуры Венеции и Европы («Император Карл V в сражении при Мюльберге», 1548 г., Прадо, Мадрид). Для живописи Венеции позднего Возрождения характерен особый монументализм («Введение Богородицы во храм», Тициан, 1534 г., ныне Галерея Академии), даже драматизм пространственного построения картины, которое базировалось на использовании архитектурных мотивов. Распространение в живописи маньеризма, представленного творчеством Тинторетто (например, цикл полотен «Чудеса св. Марка» для Скуола Гранде ди Сан-Марко, ныне Галерея Академии), Якопо Бассано и других мастеров, свидетельствовало о кризисе живописи и культуры Ренессанса, в то же время демонстрировало стремление к искусству бoльшего духовного потенциала. Триумфальный характер культуры Венеции XVI в. отразился в творчестве Паоло Веронезе, работы его и Тинторетто по украшению залов дворца дожей, например, гигантское полотно с изображением Рая для зала Большого совета (Тинторетто, 1590 г.), стали памятником торжествующей республики. Как деятели эпохи гуманизма лучшие художники Венеции отдали дань мифологическим сюжетам, воспевающим земную красоту («Венера перед зеркалом», Тициан, 1555 г., коллекция Меллон, Национальная галерея, Вашингтон). Живописная школа Венеции повлияла на мастеров XVII в., покоряя искусством цвета и праздничным обликом, сохранённым в творчестве Доменико Фетти, Бернардо Строцци; мастера барокко испытывали интерес к сверхчувственному, нереальному, как, например, Себастьяно Маццони в алтарном образе «Благовещение» (около 1650 г., Галерея Академии) благодаря резким контрастам ночного освещения фона и светоносной, бесплотной фигуры ангела создал атмосферу чудесного явления.

 



 
PR-CY.ru