ВЕНЕЦИЯ - Страница 13

С IX в. в строительстве Венеции всё сильнее ощущаются византийские влияния, например, при сооружении членами семьи Патричако церкви Сан-Теодоро и церкви Сан-Марко в первой половине IX в., главных городских центров у моста Риво Альто (Риальто) и дворца. Церковь Сан-Теодоро (после возведения собора Сан-Марко в XI в. оказалась внутри его) имела в плане греческий крест и была посвящена мученику Феодору Тирону, одному из небесных покровителей византийской армии, церковь Сан-Марко посвящена евангелисту и ученику апостола Петра. Почитание двух святых в Венеции стало традицией: переработанные не позднее XII–XIII вв. античные статуи для двух колонн на Пьяцетте представляли собой св. Феодора и св. Марка. Перестройка собора Санта-Мария на острове Торчелло начиная с 1008 г., расширенного епископом Орсо Орсеоло, открыла период новаторства в архитектуре Венеции, стала одним из ранних примеров моды на мозаику и резные украшения из камня в искусстве Западной Европы, воспринятые из Византии через Венецию. Похожим образом были украшены церкви на Мурано и Эквило, в самой Венеции – церкви Сан-Сальваторе, Сан-Дзаккария, Сан-Лоренцо и Сан-Мартино, многие не сохранились или были перестроены, уже в XV в. Марко Корнаро сожалел о дюжине церквей, «украшенных и устланных мозаиками», погибших в северных районах области Венеция. О проявлении новых качеств в архитектуре Венеции XI в. свидетельствует апсида церкви Санти-Мария э Донато на острове Мурано (второе посвящение связано с реликвиями св. Донатуса, принесёнными с греческого острова Кефалиния дожем Д. Микьелем; между 1118–1130 гг.). Мраморные вставки в кирпичную кладку, профилированные арки преобразили небольшую романскую базилику, колокольня, более высокая, чем у других церквей, символизировала значение Венеции. По контрасту с массивной колокольней в Аквилее круглые колокольни Венеции и её области, похожие на памятники Равенны, иногда украшенные лоджиями и камнем из Истрии, были построены в Каорле (первая половина XI в.), Тессере и Сан-Секондо. Мотивы коринфских капителей повторяются и перерабатываются в скульптуре области Венеция в XI в. и по всему побережью Адриатики, под влиянием искусства Аквилеи были возведены и украшены такие церкви Венеции, как Сант-Эуфемия на острове Ла-Джудекка, Сан-Джованни Деколлато и Сан-Барнаба (все – вторая половина XI в.). Монументальное искусство той эпохи не поддаётся полной реконструкции из-за небольшого количества и плохой сохранности памятников: фрагментов фигур святых в апсиде собора Торчелло, утраченной фрески с изображением группы апостолов в Гефсиманском саду в портике Сан-Николо ди Лидо, большого фрагмента композиции «Богоматерь с ангелами и апостолами» в баптистерии Сан-Марко и др. По мнению исследователей, все они по стилю сходны с фресками крипты в Аквилее, т.е. вдохновлялись стилем византийского монастырского искусства.

 



 
PR-CY.ru