ВЕНЕЦИЯ - Страница 12

В конце века начинается период упадка капеллы и всей музыкальной жизни Венеции, оказавшейся в стороне от европейского музыкального процесса. Директор капеллы А. Перотти (с 1817 г.) приложил много усилий для сохранения её архивов и библиотеки. Характерный для венецианцев интерес к прошлому способствовал более раннему, по сравнению с другими центрами, появлению в Венеции исторического музыкознания, видными представителями которого были Франческо Каффи и П. Каналь. Важную роль в популяризации итальянской музыки XVII–XVIII вв. сыграл музыкальный лицей, носящий имя Бенедетто Марчелло (основан в 1876 г.; с 1940 г. – государственная консерватория). В настоящее время изучение музыкального наследия Венеции помимо университета, консерватории и библиотеки св. Марка осуществляет фонд Уго и Ольги Леви, в помещении которого хранится архив капеллы Сан-Марко. Для развития художественной культуры Венеции в ранний период огромное значение имела резиденция патриарха в Градо, где сохранились церкви второй половины VI в., повторяющие тип константиновских базилик IV–V вв. с использованием античных колонн и декоративных элементов (мозаики, скульптурные рельефы), например, церковь Сант-Эуфемия с баптистерием, церковь Санта-Мария делле Грацие (перестроена между 571–586 гг.). Здания VII–IX вв. известны исследователям по археологическим остаткам: разрозненным фрагментам мозаик (например, пол из капеллы VIII в., в 819 г. подаренной патриархом монастырю св. Илария, ныне порт Маргера), рельефным плитам и архитектурным деталям (карнизам с античными мотивами аркад, колонок, аканфа; Археологический музей, Венеция), как правило, из известняка или мрамора, стилистически близким италийскому искусству, их узоры имели символическое значение (лоза, птицы, плетёный орнамент, процветший крест). Многие церкви Венеции, сохранившиеся в настоящее время, возникли в тот период. В церкви Сан-Пьетро ди Кастелло (резиденции патриарха до начала XIX в.) были найдены украшения, деревянные полы и насыпи первой половины VII в., в церкви Санта-Мария на острове Торчелло (639 г.) – печь для производства стекла. В тот период Венеция – провинция гибнущего римского мира, наследие которого воскреснет в начале IX в. с приходом к власти династии Патричако. Древнейший тип церквей Венеции – это трёхнефное небольшое, скромное здание прямоугольной формы, с вписанной полукруглой апсидой, как, например, церковь Санти-Мария э Мауро в Эквило (современный Езоло) или баптистерий церкви Сан-Пьетро ди Кастелло, с неразделённым внутренним пространством, где богослужебные помещения имеют криволинейные очертания в плане, что сохранится в храмах XI–XII вв., например, в церкви Сан-Леонардо в Фосса-Мала и церкви Санта-Фоска в Торчелло. Тип таких зданий получит продолжение в искусстве Аквилеи.

 



 
PR-CY.ru