ВЕНЕЦИЯ - Страница 14

По мнению Виктора Никитича Лазарева и других учёных, мозаики в апсидах собора Торчелло созданы в первой половине XII в. художниками, испытавшими прямое воздействие византийского искусства, в то время как романизированные формы композиции «Страшный суд», которую исследователи относят к концу XII в., достаточно далеки от византийского образца по стилю, но точно сохраняют иконографию. Те же венецианские мозаичисты работали и в соборе Санти-Мария э Донато на острове Мурано и в базилике Сан-Марко в Венеции. Собор Торчелло представляет собой последнюю попытку сохранить равновесие византийских и западных традиций в северной части области, очевидно проявившееся в строительстве собора Сан-Марко. На протяжении зрелого Средневековья Венеция оставалась самым важным западным центром в отношениях с Византией, особенно в сфере искусств. После 1204 г. Венеция стала обладательницей большого числа византийских святынь и художественных произведений, составивших украшение ризницы Сан-Марко и оказавших влияние на искусство Венеции того времени. Расцвет искусств, особенно архитектуры Венеции, в XIII в. был связан в том числе с монашескими орденами францисканцев и доминиканцев, которые принимали активное участие в жизни города: в первой половине XIII в. они получили земельные пожалования в городе. Они построили, например, доминиканскую церковь Санти-Джованни э Паоло (фундаменты XIII в., 1246–1430 гг.), крупнейшую из церквей Венеции, место погребения многих видных деятелей республики, или францисканскую церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари (1250 г., около 1330 г., освящена в 1492 г.). Часто перестраивались и более древние церкви, не имевшие отношения к монашествующим орденам, как, например, церковь Сан-Джакомо дель Орио (в основе – конец X в., перестроена полностью в первой половине XIII в., фасады (за исключением апсиды) – XIV–XVII вв.). Церкви XIII в. близки по типу храму на Мурано или повторяют планировку и тип Сан-Марко, с упрощённой конструкцией сводов. Начиная с XIII в. религиозные братства строят в Венеции скуолы (школы), например, Скуолу ди Сан-Джованни Эванджелиста (1261 г.). Памятники художественной культуры Венеции второй половины XIII в. представляют собой гармоничный синтез византийского и западноевропейского искусства. Например, византийские черты присутствуют во фресковой росписи из капеллы Распятия в церкви Сан-Джованни Деколлато, с изображением в верхней части композиции св. Елены в архитектурном обрамлении, исполнение которого сложным ракурсом и трёхмерным эффектом напоминает древнеримскую триумфальную арку. В сравнении с мозаичной композицией «Благовещение» 1277 г. в кивории собора в Паренцо (современный Пореч, Хорватия), приписываемой мастерам из Венеции, фреска датируется исследователями второй половиной XIII в.

 



 
PR-CY.ru