Словарь по христианству В ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ - Страница 5

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ - Страница 5

Войдя в город, они направлялись к храму Воскресения; празднование заканчивалось вечерней в храме. В армянском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V в., для литургии утром на праздник Входа Господня в Иерусалим указаны чтения: прокимен из Пс. 97; Еф. 1:3–10; аллилуарий из Пс. 96; Мф. 20:29, 21:17. Собрание на Елеонской горе, согласно этому памятнику, начиналось в девятом часу дня; там же совершалась служба, во время которой люди стояли с пальмовыми ветвями в руках; после псалмопения, в десятом или одиннадцатом часу дня, они возвращались в храм Воскресения с пением Пс. 117 с припевом: «Благословен Грядущий во имя Господне!» (Пс. 117:26). В грузинском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V–VII вв., служба на Елеонской горе описана подробно. Она начиналась в третьем часу дня и включала три остановки: на Елеонской горе, в Гефсиманском саду и около Овчей купели. Во время шествия на каждую из остановок пели тропари: «Радуйся, дщи» и «Бог во образе раба» при подходе к Елеонской горе; «Седящий на престоле славы одесную Отца» и «Днесь исполнися», приближаясь к Гефсимании; «Седящий одесную» и «Днесь прииде Спас», направляясь к Овчей купели, а на остановках совершали последование, каждый раз состоявшее из: а) ектении и молитвы; б) «великого ипакои из «Радуются горы великие»» (по мнению исследователей, имеется в виду многострофный гимн, который исполняли по частям на каждой остановке); в) молитвы; г) прокимна из Пс. 97; д) Евангелия; е) ектении и молитвы. Евангелие на первой остановке – Ин. 12:12–22; на второй – Лк. 19:29–38; на третьей – Мк. 11:1–10. На первой остановке перед чтением Евангелия совершалось благословение пальмовых ветвей, которые заранее, с вечера, возлагались на святой престол. Таким образом, во время шествия на вторую и третью остановки и в течение служб люди держали в руках пальмовые ветви. После Евангелия на третьей остановке читалась молитва (ектения не указана), и все с пением Пс. 117 с припевом: «Благословен Царь славы, восседающий на жребяти, осанна Сыну Давидову» отправлялись в главный храм города, где совершалась Божественная литургия (таким образом, согласно грузинскому переводу Лекционария, шествие происходило не после, как в более ранних памятниках, а до литургии). На литургии в Лекционарии указаны: тропарь первого гласа «Общее воскресение прежде Твоея Страсти» (этот тропарь доныне используется в православной церкви за богослужением праздника Входа Господня в Иерусалим); целый ряд чтений (прокимен из Пс. 97; Еккл. 24:17–30; Соф. 3.:4–17; Ис. 52:1–6; Иер. 4:36–5:9; Ис. 62:10–12; Иез. 31:3–13; Еф. 1:3–14; аллилуиарий из Пс. 8; Мф. 21:1–17); два тропаря на умовение рук (особое песнопение иерусалимской литургии апостола Иакова) «Чудесное и славное...» и «Седящий на престоле...», а также тропарь на перенесение Даров (аналог византийской херувимской песни) «Днесь грядет в Сион». В Лекционарии также указаны тропари («Вновь благодать» и «Таинство Страсти Твоея») и прокимен из Пс. 71 на вечерне в день Входа Господня в Иерусалим вечером. Данным Лекционария соответствуют данные Иадгари – грузинского перевода древнего иерусалимского Тропология, отражающего практику VII–IX вв. В соборном богослужении Константинополя IX–XII вв., отражённом в Типиконе Великой церкви, особенность праздника Входа Господня в Иерусалим также составляла процессия. На вечерне накануне праздника читались три паремии (Быт. 49:1–12; Соф. 3:14–19; Зах. 9:9–15), предварявшиеся каждая своим прокимном (из Пс. 8; 96; 147), и пелся тропарь четвёртого плагального (в позднейших источниках – четвёртого) гласа. Выбор этого тропаря был обусловлен тем, что утром в Лазареву субботу в храме Святой Софии совершалось таинство крещения; после вечерни совершалась паннихис. На Пс. 50 утрени исполнялся тот же тропарь, что и на вечерне. Божественная литургия начиналась не в Святой Софии, а в другом константинопольском храме, посвящённом сорока мученикам Севастийским, куда все отправлялись после окончания утрени в храме Святой Софии, причём патриарх в отличие от прочих участников шествия отправлялся туда верхом на жеребце. В храме сорока мучеников патриарх раздавал духовенству и народу пальмовые ветви, возглашалась мирная ектения литургии, и торжественная процессия, включая патриарха, направлялась в Святую Софию. Все шли пешком с ветвями финиковой пальмы и масличного дерева и множеством металлических крестов в руках; во время шествия пели тропари первого гласа; этот же тропарь пели и накануне, в Лазареву субботу. По пути делали остановку на Форуме, где возглашалась сугубая ектения; шествие продолжалось с пением кондака второго плагального гласа. После прибытия в храм Святой Софии литургия начиналась с Трисвятого. Чтения литургии: прокимен из Пс. 117; Флп. 4:4–9; аллилуиарий из Пс. 97; Ин. 12:1–18; причастны: Пс. 8:3; Пс. 117:26; Пс. 115:4. Особенности шествия в Неделю ваий с участием императора подробно описаны в сочинении «О церемониях византийского двора» императора Константина VII Багрянородного (945–959 гг.).

 



 
PR-CY.ru