ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ - Страница 9

Первые свидетельства о праздновании Входа Господня в Иерусалим в Галлии относятся к концу VII в. Хотя о процессиях сообщений нет, в Сакраментариях встречаются молитвы благословения пальмовых ветвей. В IX в. Теодульф Орлеанский составил versus «Gloria, laus et honor» («Слава, хвала и честь») на этот праздник, что, вероятно, указывает на существование в то время процессии. Амалар Мецкий (около 775/780 – около 850 гг.) уже говорит об этой процессии как о традиционной. Праздник «Dominica palmarum» («Воскресенье пальм») упоминается в сочинении Исидора Севильского (около 560 – 636 гг.). В Испании (как и в Милане) в этот день совершались предкрещальные чины, поэтому праздник назывался также «малой Пасхой». За утренней службой после ряда экзорцизмов, включая помазание, молитвы и песнопения, над катехуменами совершался обряд «Еффафа», а на мессе после чтений (Ис. 49:22–26; 1 Петр. 1:25–2:10; Мк. 7:31–34) происходила передача Символа веры. Хотя Исидор упоминает только процессию с Евангелием, согласно «Liber Ordinum» (начало VII в.), в этот день полагалось совершение мессы с чтением Мф. 21:1–9 и процессии с пальмовыми ветвями, освящёнными на святом престоле, а также особое благословение священником народа. Во время процессии пелись антифоны, часть которых является переводом византийских песнопений. Согласно современному испано-мосарабскому Миссалу 1991 г., пальмовые ветви благословляются перед мессой. Священник читает молитву и краткое благословение, после чего ветви раздаются народу. Далее при пении антифонов совершается шествие в тот храм, где будет месса. Вход в храм и приближение к алтарю происходят при пении «Gloria». Когда священник прочитает две молитвы, посвящённые теме праздника, совершается месса, в состав которой входит молитва-увещевание «Catholicam fidem» («Католическую веру»), напоминающая о предкрещальных чинах. Чтения мессы: Еккл. 3:2–17; Втор. 11:18–32; Гал. 1:3–12; Ин. 11:55–12:13. Изображения Входа Господня в Иерусалим известны с IV в. В рельефах саркофагов, согласно Н.В. Покровскому («Живопись катакомб. Памятники искусства и иконографии в древнехристианский период»), встречаются два варианта: Спаситель изображён восседающим на осле (саркофаг Юния Басса, 359 г., Музеи Ватикана) и в малораспространённом, основанном на тексте апостола Матфея (Мф. 21:1–9), – рядом с ослицей, на которой едет Христос, идёт жеребенок (саркофаг, IV в., Латеранский музей, Рим). Сцены Входа Господня в Иерусалим встречаются в миниатюрах Евангелий (например, Россанского кодекса; Россано, кафедральный собор), где Спаситель сидит на осле боком, глядя вперёд, на Иерусалим (Раввулы из Кембриджа); на окладах Евангелий (два диптиха VI в. – сокровищница собора в Милане); на резной пластине слоновой кости трона (кафедры) архиепископа Максимиана (546–556 гг., Архиепископский музей, Равенна); в миниатюрах из «Слов» Григория Богослова, из лицевых Псалтирей (например, из Штутгартской псалтири к Пс. 8: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу»; первая половина IX в.); из Псалтири Барберини (конец XI в.); из Киевской псалтири (1397 г.); в числе двенадцати праздников на иконах («Деисус. 12 праздников», XI в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае), в праздничном ряду иконостасов, в храмовых росписях. За Христом обычно изображаются апостолы, впереди – дети, которые кладут под ноги осла одежды и взбираются на деревья, срывая ветви. Жители Иерусалима, выходящие из ворот города, встречают Христа с ветвями в руках, среди них часто присутствуют женщины с детьми на руках. За стенами Иерусалима, в центре города, изображается купольное здание, иногда увенчанное крестом. Наряду с композициями, в которых апостолы следуют за Христом, встречаются сцены, где представлены два апостола (Пётр и Иоанн) по сторонам от Христа, например, на миниатюре из Евангелия XI в., на мозаике церкви Успения Пресвятой Богородицы в Дафни (около 1100 г.). В палеологовскую эпоху появилась новая иконография Входа Господня в Иерусалим: Спаситель сидит на осле, обернувшись назад, к апостолам (фреска капеллы св. Бессребреников, монастырь Ватопед на Афоне, 1371 г.). Этот извод получил распространение в русском искусстве XV в.: иконы из праздничных рядов иконостаса Софийского собора в Новгороде (около 1341 г.); из Благовещенского собора Московского Кремля (начало XV в.); из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1425–1427 гг.); из Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря (1497 г.). Часто в центре Иерусалима изображается ротонда. См. также Вербное воскресенье.



 
PR-CY.ru