ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ – описанное четырьмя евангелистами (Мф. 21:1–11; Мк. 11:1–11; Лк. 19:28–40; Ин. 12:12–19) одно из главных событий последних дней земной жизни Иисуса Христа – Его торжественное прибытие в Иерусалим накануне праздника Пасхи, которое хронологически и содержательно предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (в первую очередь, Быт. 49:10–11; Пс. 8:2–3; Зах. 9:9). Воспоминанию этого события посвящён один из главных церковных праздников, в православной церкви входящий в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу. Поскольку в символике и события Входа Господня в Иерусалим, и его литургического празднования важное место занимают пальмовые ветви, праздник Входа Господня в Иерусалим обычно называют Пальмовым воскресеньем (Вербным воскресеньем или Днём пальм), к которым восходят названия праздника в современных европейских языках (например, англ. Palm Sunday). Предшествующая этому событию наделя называется Неделей ваий (в славянской традиции его обозначение известно ещё и как Недели цветоносной или цветной). На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья. Согласно Евангелиям, за пять дней до иудейского праздника Пасхи (Ин. 12:1, 12) Иисус подошёл к селениям Вивфагия и Вифания у Елеонской горы вместе со Своими учениками и поручил двум из них привести Ему молодого осла, на которого никто никогда не садился. Евангелист Иоанн не указывает, как именно было найдено животное, и описывает событие проще: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него» (Ин. 12:14). Иисус сел верхом и стал спускаться с горы к Иерусалиму под приветственные возгласы учеников и народа, которые встречали Его, постилая свои одежды и срезанные с деревьев ветви на Его пути, восклицая: «...Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21:9; Мк. 11:9; Лк. 19:38; Ин. 12:13). Последний возглас является парафразом Пс. 117:25–26, который пелся по большим праздникам. Собравшиеся отовсюду толпы богомольцев имели обыкновение входить в город торжественно, со всевозможными выражениями радости. Таков был на этот раз (в отличие от прежних) и Вход Иисуса, пожелавшего теперь всенародно заявить о Себе как о Мессии. Он решил вступить в Иерусалим, как не раз вступал его царственный предок Давид, именно сидя на осле. Это животное высоко ценилось на Востоке. Ученики, чтобы выразить своё высокое почтение Учителю, сняли с себя плащи и сделали из них сиденье на осле, а народ стал устилать дорогу свежесрезанными, только что распустившимися пальмовыми ветвями, как это было в обычае на Востоке при встрече особенно чтимых лиц. Когда открылся вид на Иерусалим, Иисус, по выражению евангелистов, громко зарыдал при мысли о гибели, ожидающей город (Лк. 19:42–44). Все евангелисты, кроме Марка, отмечают недовольство иудейских учителей обстоятельствами события, в первую очередь, тем, что Иисус не запретил встречать Его словами «...Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!», понимавшимися в том числе и как мессианское приветствие. Фарисеи сказали Иисусу: «Учитель! Запрети ученикам Твоим», но Христос, пользуясь обычным в иудейской литературе выражением, отвечал им: «Если они умолкнут, то камни возопиют». Евангелист Матфей пишет, что Вход Господень в Иерусалим заставил весь город прийти в движение (Мф. 21:10). Иоанн подчёркивает, что торжественная встреча Христа была вызвана тем, что народ был потрясён чудом воскрешения из мёртвых Лазаря (Ин. 12:17–18). Матфей и Лука непосредственно связывают событие Входа Господня в Иерусалим с последовавшим за ним изгнанием Христом торгующих из Иерусалимского храма (Мф. 21:12–13; Лк. 19:45–46). Наиболее близки между собой рассказы синоптиков – Матфея, Марка и Луки. Они уделяют пристальное внимание отсутствующей у Иоанна истории с обретением осла для поездки, которая имеет много общего с повествованием о подготовке Тайной вечери (Мф. 26:17–19; Мк. 14:13–16; Лк. 22:8–13). Обстоятельства нахождения осла являются исполнением пророчества Быт. 49:10–11, а благополучное исполнение поручения учениками предстаёт как результат Божественного всеведения Иисуса. Слова, которыми ученики объяснили, по заповеди Христа, заимствование животного у хозяев («Господь имеет в нём нужду»), могут толковаться по-разному: осла могли дать взаймы для служения Богу, что не противоречило ветхозаветным законам о займах; либо «Господом» здесь именуется Сам Иисус как Бог (в этом случае эпизод является исповеданием веры, и отдававшие знали Христа) и как истинный Хозяин и Творец всего сущего. Некоторые исследователи рассматривают этот эпизод как реализацию Христом общепризнанного в Древнем мире права царя на безвозмездную реквизицию того, что необходимо ему для передвижения или пропитания.

 



 
PR-CY.ru