ВЯТСКАЯ И СЛОБОДСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 21

Указ императора Петра I о прекращении каменного строительства везде, кроме Санкт-Петербурга (1714 г.), приостановил развитие каменного храмоздания на Вятке до 1740 гг. В это время появились храмы, построенные по образцу Преображенской церкви в селе Великорецком (1731–1749 гг.), где было явление чудотворного образа святителя Николая, – святыни Вятской земли. Это – бесстолпные храмы, с пятигранным алтарём и высоким четвериком, увенчанным курмой (позже все курмы были заменены кровлями сложных очертаний или композициями с малым восьмериком), колокольня, как правило, ставилась отдельно. Фасады храмов сохраняют трёхчастную вертикальную разбивку и завершаются тремя кокошниками. В церкви села Великорецкого и наиболее близких к ней, например, Троицкой церкви в селе Чудинове Орловского района (1748–1765 гг.), Спасской церкви в селе Полом Белохолуницкого района (1751–1770 гг.), Троицкой церкви в селе Быстрица Оричевского района (1754–1773 гг.) и др., центральный кокошник не отделён от стены карнизом и оформлен как полуглавие с круглым окном – влияние форм устюжской школы, которое, по мнению исследователей, также проявилось и в сдержанном, скупом декоре, состоящем из нарышкинских и петровских форм. Традиция местного узорочья, с одинаковыми кокошниками, более насыщенным декором, характерна для церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Филейском (ныне в черте Кирова, 1744–1754 гг., не сохранилась) и церкви Всех святых (1767–1777 гг.) в селе Всехсвятском Белохолуницкого района и др. Последний этап развития региональной архитектурной школы начался с приезда на Вятку устюжской артели мастеров во главе с Никитой Максимовичем Горынцевым и его сыновьями. Её лучшими произведениями стали Никольская церковь в селе Истобенское Оричевского района (1765–1768 гг.) и во имя Святой Троицы в Слободе Макарье в Кирове (1770–1775 гг.). Истобенский храм – двухэтажный, построен «кораблём» (алтарь, четверик, трапезная и притвор с колокольней примерно одной ширины), Макарьевский – одноэтажный, оба с полуглавиями и с двумя малыми восьмериками в завершении, с обильным, рационально распределённым декором (нарышкинские и барочные формы). От современных им храмов Великого Устюга и Тотьмы произведения Горынцевых отличаются обилием и рельефностью декора, а также реминисценциями композиций из трёх кокошников храмов «великорецкого типа» – полуциркульными арочками над окнами верхнего света (Истобенск, Ильинская церковь в селе Юрьеве Котельнического района, 1767–1778 гг., и др.) или аттиком с картушами по краям, между которыми «вписано» полуглавие, например, в Спасской церкви в селе Спас-Талица Оричевского района (1765–1788 гг.). По образцу этих церквей до конца 1790 гг. на Вятке было построено много сельских храмов (в основном, одноэтажных), на некоторых старых храмах поставлены малые восьмерики. Среди церквей этого периода исследователи выделяют: Вознесенскую в селе Хмелёвка (ныне Зуевский район, 1776 г., не сохранилась) – особой изощрённостью декора, близкого к Крестовской церкви в Иркутске (1747–1760 гг.), Спасская в селе Вяз Кирово-Чепецкого района (1773–1783 гг.) – стройными пропорциями, рельефным декором и оригинальными полуглавиями («бровки» со сдвоенным окном).

 



 
PR-CY.ru