ВЯТСКАЯ И СЛОБОДСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 26

В XIX – начале XX вв. были распространены иконы обоих изводов, а также появились единоличные изображения блаженного Прокопия на фоне храма. Иконы местночтимых святых создавались в это время в мастерских вятских иконописцев либо были привозными (собрание Кировского областного художественного музея). С именем преподобного Трифона предание связывает принесение в вятские монастыри таких икон, как «Похвала Богоматери с Акафистом» (Кировский областной художественный музей) в первый деревянный Успенский собор Трифонова монастыря – русский список середины XVI в. с иконы греческого мастера последней трети XIV в. из Успенского собора Московского Кремля (музей Московского Кремля). По документам слободского Крестовоздвиженского монастыря, как дар Николая Григорьевича Строганова преподобному Трифону в начале XVII в. указан малый деисусный чин с центральной иконой «Спас в силах» (Кировский областной художественный музей), установленный в надвратной монастырской церкви во имя архангела Михаила. Он отличается изысканностью цветовой гаммы с преобладанием различных оттенков красного, нарядностью декора, мягкой манерой письма и сложным рисунком. Там же находился и большой деисусный чин (второй половины XVII в.), более монументальный и сдержанный по художественному исполнению. Из этой же церкви происходят Владимирская икона Божьей Матери (XVII в.) и редкий элемент внутреннего храмового убранства – деревянные «тощие свечи» (начало XVII в.), расписанные геометрическим орнаментом (Кировский областной художественный музей). Среди местночтимых икон был и образ преподобного Михаила Малеина (первая четверть XVII в., Кировский областной художественный музей), небесного покровителя первого царя династии Романовых, в серебряном окладе из басмы, который был подарен самим Михаилом Фёдоровичем в 1620 гг. хлыновскому Спасо-Преображенскому женскому монастырю. Икона «Святитель Николай Чудотворец» (1911 г., Кировский областной художественный музей) была написана Виктором Михайловичем Васнецовым по заказу Вятской городской управы. Наиболее многочисленную группу составляют вятские иконы XIX – начала XX вв., выполненные как светскими художниками, так и в художественных мастерских женских монастырей Вятки и Слободского. Уникальным памятником церковного искусства и местной истории исследователи считают произведение деревянной монументальной пластики – памятное поклонное Распятие (1592 г., ранее в часовне архангела Михаила у Раздерихинского оврага, позднее в Сретенской церкви, ныне в Кировском областном художественном музее; размер 2,5х1,7 м). Рельефные изображения, выполненные в технике плоскостной резьбы, расположены на лицевой и оборотной сторонах Креста. На лицевой стороне в центральной части традиционно изображено Распятие Христово с предстоящими, в оглавии – «Спас Нерукотворный» с двумя серафимами по сторонам. На оборотной стороне безымянный мастер поместил резные иконы – «Святитель Николай Чудотворец» вверху и «Архангел Михаил» в середине. Здесь же по сторонам центральной перекладины находится надпись: «Лета 1592 мая в 2 день поставлен сей крест при благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всея Руси и благоверной царице и великой княгине Ирине и при патриархе Иеве Московском и всея Руси».



 
PR-CY.ru