ВЯТСКАЯ И СЛОБОДСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 20

Вторым был построен в камне собор Трифонова Успенского монастыря (1684–1689 гг.) – пятиглавый кубический объём, трёхапсидный, относящийся к типу четырёхстолпных храмов с иконостасом у восточной стены. Полуциркульные апсиды декорированы наличниками «дивного узорочья» в стиле русской архитектуры 1640–1670 гг. На строительстве соборов в Хлынове сформировалась местная артель каменщиков под началом Ивана Никонова. Их постройки представляют собой тип небольшого бесстолпного храма с разделёнными на три прясла фасадами и обильным кирпичным декором. Несмотря на присутствие отдельных так называемых нарышкинских (близких к североевропейскому маньеризму) форм – разорванных фронтончиков (на Вятке – с «кистями»), раковин, завитков (на Вятке – в форме рогов), – декор вятских построек до конца 1720 гг. сохранял архаичный, ковровый характер. Архитектурный процесс на Вятке, в основном, был таким же, как в Каргополе и Соликамске, где сохраняли верность типологии и формам узорочья. В Великом Устюге и Тобольске в это время использовались нарышкинские, украинские формы и даже петровское барокко. Храмы были как пяти-, так и одноглавыми, многие были перекрыты очень высокими деревянными четырёх- или восьмискатными кровлями-курмами, известными только на Вятке по описаниям и по формам поздних железных кровель (подлинные не сохранились). К указанному типу исследователи относят ряд церквей в Хлынове, в Слободском и в окрестных сёлах, среди них выделяют слободскую Екатерининскую (1699 г.) и Знаменскую в селе Пасегове Кирово-Чепецкого района (1726 г.). В конце XVII – первой трети XVIII вв. приходские храмы в Хлынове, Спасский собор (первый – 1693 г., второй – середина 1760  – 1818 гг.) и церковь во имя равноапостольных Константина и Елены (позднее в честь иконы Божьей Матери «Знамение», 1699 г.), строятся из камня. Постройки типа восьмерик на четверике появились в начале XVIII в., но не стали определяющими для вятской школы; их декор выдержан в нарышкинских формах: в Хлынове Пятницкая (или Сретенская) церковь (1705–1712 гг., не сохранилась), имевшая уникальную колокольню с повалом под ярусом звона, в Слободском Преображенская церковь (1699–1717 гг., не сохранилась) и Спасский монастырский собор (1740 г., не сохранился). В Хлынове были также построены храмы восьмериком от земли, редкие для русской каменной архитектуры и известные лишь в Великом Устюге (собор Иоанно-Предтеченского монастыря, 1695–1740 гг., не сохранился) и Иркутске (собор Вознесенского монастыря, 1749–1767 гг., не сохранился). Исследователи считают, что на композицию восьмериковых хлыновских церквей во имя Рождества Иоанна Предтечи (1714–1723 гг.) и Всехсвятской (1723 г., не сохранилась) оказало влияние деревянное зодчество; формы их первоначального завершения исследователям неизвестны. К переходному типу исследователи относят Тихвинскую церковь в селе Красном (ныне в черте Кирова, 1715 г., не сохранилась), четверик которой со стороны трапезной был трёхгранным при традиционном трёхапсидном алтаре с востока. По мнению исследователей, особняком в архитектуре Хлынова стоит Никольская надвратная церковь Трифонова монастыря (около 1700 г.) с её сдержанным нарышкинским декором, построенная, как полагают исследователи, московскими мастерами наподобие храмов над св. воротами Троице-Сергиева и Новодевичьего монастырей.

 



 
PR-CY.ru