ВЯТСКАЯ И СЛОБОДСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 23

Большой пятиглавый храм был барочным по объёмному построению, с рокайльным декором в интерьере и раннеклассическим снаружи. Отдельно была сооружена грандиозная колокольня (1769–1772 гг., архитектор Алексей Алексеевич Бекарюков, разрушена в 1933 г.), также барочная по композиции. Промежуточное положение между стилями барокко и классицизм занимает Троицкий храм в селе Сорвижи Арбажского района (1782–1808 гг.), построенный по проекту Василия Ивановича Кафтырева. Характерным произведением в духе барокко был комплекс села Великорецкого: к западу от храма находилась колокольня (1768 г.), ансамбль окружала ограда, с каменными св. воротами с востока и меньшими входами посередине северной и южной стен – композиция, восходящая к Смольному монастырю и Александро-Невской в честь Святой Троицы лавре в Санкт-Петербурге, в свою очередь, отсылающая к образу небесного Иерусалима. Позже, кроме Преображенской церкви, был перестроен весь ансамбль и возведён Никольский храм (1824–1839 гг., архитекторы Семён Емельянович Дудин и др.) в стилистике позднего классицизма. 13 августа 1784 г. были утверждены планы 13 городов в Вятской губернии, в 1785 г. ввели должность губернского архитектора, которую с 1786 г. занимал Филимон Меркурьевич Росляков. Его церковные проекты (около 130) были традиционными для Вятки: храмы с малым или большим восьмериком и с невыразительным классицистическим декором; колокольни с острым силуэтом. Среди сельских церквей, построенных в стиле классицизма, исследователи выделяют Вознесенскую в селе Каринка Кирово-Чепецкого района (1814 г.), величественный образец ампира, а также оригинальную Крестовоздвиженскую в селе Пустополье Уржумского района (1871–1872 гг.?): к её рустованному кубическому объёму, перекрытому полусферическим куполом на барабане-ротонде, с четырёх сторон примыкают притворы, три увенчаны убывающими восьмериками с куполами. В целом на территории епархии, где никогда не были распространены дворянское землевладение и усадебная культура, выдающиеся произведения классицизма не сохранились, но целый ряд построек, в особенности колоколен, например, Ильинской церкви в Юрьеве Котельничского района и Спасской церкви в Архангельском Немского района, отличаются высоким уровнем исполнения. В ссылке на Вятке жил Александр Лаврентьевич Витберг, автор серии проектов храма Христа Спасителя в Москве, который спроектировал собор во имя Александра Невского в Вятке (1839–1864 гг., не сохранился) в национально-романтическом варианте ранней эклектики. Из произведений столичных архитекторов эпохи эклектики сохранился Троицкий собор в Яранске, архитектора Константина Андреевича Тона (освящён в 1851 г.). Из местных архитекторов исследователям известны Василий Михайлович Дружинин (1840–1900 гг.), автор Троицкого собора в Уржуме (1894–1900 гг., близок к византийскому стилю) и многочисленных сельских церквей, Иван Аполонович Чарушин (1862–1945 гг.), возвёл в Вятке единоверческий храм во имя Серафима Саровского (1904–1907 гг.) в русском стиле (в советское время был кафедральным собором), Феодоровскую церковь (1913–1915 гг., не сохранилась) в неорусском стиле.

 



 
PR-CY.ru