ВЯТСКАЯ И СЛОБОДСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 24

Наиболее ранние иконописные памятники, бытовавшие на Вятской земле, в основном, относятся к XVI–XVII вв. и чаще всего происходят из старинных вятских храмов. Среди них – чтимые списки явленного около 1383 г. на реке Великой чудотворного образа святителя Николая, названного Великорецким (древний образ, хранившийся в кафедральном соборе, утрачен в 1930 гг.). Первые списки этой иконы на вятской земле были исполнены в конце XVI – XVII вв. Например, великорецкая икона «Святитель Николай» (XVII в., Кировский областной художественный музей) представляет поясное изображение Николая Чудотворца в среднике на зелёном фоне в окружении восьми клейм Жития с традиционным для данной иконографии подбором сцен: «Приведение во учение», «Явление царю Константину во сне», «Спасение Димитрия со дна моря», «Создание храма св. Сиона», «Избавление корабля от потопа», «Избавление трёх мужей от меча», «Спасение Агрикова сына Василия от сарацын», «Погребение святителя Николая». Образцом вятского серебряного и эмальерного искусства исследователи считают подписной оклад 1709 г. для Великорецкой иконы «Святитель Николай» (Русский музей). За основу другого серебряного позолоченного оклада с эмалевыми дробницами (1795 г., Кировский областной художественный музей), выполненного для Великорецкой иконы «Николы Жителя», хранившейся в церкви села Великорецкого, мастером был взят древний оклад, подаренный на явленный Великорецкий образ царём Иваном Грозным в 1555 г. Первые русские поселенцы на Вятке, выходцы из Великого Новгорода, принесли на Вятку чтимые ими иконы святых благоверных князей Бориса и Глеба, Георгия Победоносца (Чудо Георгия о змие) и пророка Илии. До настоящего времени древние иконы сохранились в более поздних списках, богато украшенных серебряными позолоченными окладами, которые были выполнены в XIX в. (для иконы «Пророк Илия, питаемый вороном» в 1844 г.) как московскими, так и вятскими мастерами серебряных дел. Так, Афанасий Макаров сделал в 1806 г. оклад для иконы «Великомученик Георгий Победоносец». Ещё одной вятской святыней был чудотворный Нерукотворный образ Спасителя – «Спас Вятский», в 1647 г. по приказу царя Алексея Михайловича унесённый в Москву (позднее находился в московском Новоспасском монастыре). Иконографической особенностью «Спаса Вятского» являлось ростовое изображение двух ангелов, держащих с двух сторон убрус с ликом Христа. В Хлынов в 1648 г. была прислана икона-список, выполненная мастером Оружейной палаты, хранившаяся в Спасском соборе и прославленная множеством чудес, так же как и её многочисленные повторения, написанные местными иконописцами для различных городских и сельских храмов Вятской и Слободской епархии. К концу XVII в. на Вятке сложилась местная школа иконописания, появились профессиональные мастера-иконописцы, сформировались потомственные династии.

 



 
PR-CY.ru