ВЯТСКАЯ И СЛОБОДСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 22

Южные районы Вятской и Слободской епархии в отличие от северных поморских – всегда тяготели к Поволжью, к соседним Казани и Чебоксарам. Ранние бесстолпные каменные храмы, Благовещенский в Яранске (1699 г.), Покровский в Кукарке (1700 г., ныне город Советск), двухэтажный Спасский собор Цепочкина монастыря близ Уржума (1700–1711 гг., не сохранился) и Никольский в Нолях (1722–1724 гг., ныне город Нолинск), отличаются от собственно вятских церквей более сдержанным декором (вогнутые фронтончики в очельях и др.). Особое место занимала церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Шошме (село Рождественское Яранского района, по мнению Анри Юрьевича Каптикова, построена в конце 1690 гг., обрушилась в 1996 г.) – единственный памятник столичного нарышкинского стиля в архитектуре Вятской и Слободской епархии: храм типа восьмерик на четверике с колокольней, имевшей три яруса восьмериков. Восьмерик церкви, имевшей вытянутые пропорции, был увенчан кокошниками с заполненными тонкой белокаменной резьбой «лепестками», главы и ажурные кресты были покрыты поливными изразцами. Тесная связь с Поволжьем продолжалась и в дальнейшем, хотя исследователи видят и отдельные влияния вятской школы. В середине XVIII в. на территориях между вятским севером и югом были построены церкви типа восьмерик на четверике с отдельными чертами декора храмов великорецкого типа, например, с позднепетровскими наличниками, кокошниками в завершениях граней восьмерика и в отдельных случаях с курмами: Спасская в селе Ошеть Сунского района (1747–1753 гг.), Петропавловская в селе Ишлык Советского района (после 1750 г.), Троицкая в Кырчанах (раньше 1763 – 1770 гг., не сохранилась) с огромным восьмериком хороших пропорций и Вознесенская в Богородском (деревня Талый Ключ Нолинского района, 1776–1787 гг., не сохранилась) с двумя большими восьмериками в завершении. Исследователи выделяют группу более поздних церквей типа восьмерик на четверике в городе Царёвосанчурске (ныне Санчурск): Тихвинскую (1761–1766 гг.), Владимирскую (1784–1800 гг.) и Покровский собор (1770 г.) с «пламенеющими» наличниками, напоминающими формы церкви в Шошме. С 1656 по 1800 гг. в состав Вятской и Слободской епархии входили земли Прикамья, где развивалась уральская архитектурная школа с центром в Соликамске. В Лальске и в его окрестностях (в составе Вятской и Слободской епархии с середины ХХ в.) сохранился целый ряд построек устюжской школы (см. Великоустюжская епархия). В Шестакове близ Слободского архитектура Благовещенского храма (1777–1780 гг., не сохранилась) копировала формы Воскресенской (Захарии и Елисаветы) церкви в Тобольске (1759–1776 гг.). Проникновение форм столичного зодчества на Вятку началось со строительства нового здания Троицкого кафедрального собора в Хлынове (1760–1772 гг., разрушен в 1933 г.) по проекту архитектора Иван Григорьевич Кутукова, ученика архитектора Дмитрия Васильевича Ухтомского (иногда приписывается Ухтомскому).

 



 
PR-CY.ru