ВЯТСКАЯ И СЛОБОДСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 25

Из такой династии происходит иконописец Борис Григорьев сын Кузнецов, его подписная икона «Рождество св. Иоанна Предтечи» (1716 г., Кировский областной художественный музей) отличается повествовательностью сюжета, обилием бытовых деталей, декоративностью исполнения и выражает художественные вкусы начала XVIII в. К памятникам местного иконописания исследователи также относят иконы из Свято-Троицкого кафедрального собора «Воскресение Христово с праздниками» (XVII в., Кировский областной художественный музей), выделяющуюся усложненностью композиции, и «Вход Господень в Иерусалим» (первая половина XVIII в., Кировский областной художественный музей), для которой характерна некоторая примитивность письма. Тесные художественные отношения связывали Вятку с Великим Устюгом и Сольвычегодском. Ещё во времена преподобного Трифона представители семьи Строгановых жертвовали иконы и церковную утварь в вятские монастыри. Вятские мастера испытывали влияние устюжских и строгановских иконописцев, серебряников и эмальеров, перенимали от них основы мастерства и создавали новые произведения с местным колоритом. Со времени образования Вятской епархии с кафедрой в Хлынове (1657 г.) земли Строгановых вошли в её состав. Во второй половине XVIII в. Строгановы делали значительные вклады в кафедральный собор и другие церкви Хлынова, в основном, это были произведения, выполненные в их художественных мастерских, прежде всего, золотного лицевого шитья – покровцы, воздухи, пелены, плащаницы, облачения (ныне в собрании Кировского областного художественного музея). Широкий круг памятников церковного искусства связан с почитанием первых вятских святых – преподобного Трифона вятского чудотворца (ум. в 1612 г.) и блаженного Прокопия, Христа ради юродивого вятского чудотворца (ум. в 1627 г.), прославленных в лике местночтимых святых в конце XVII в. Среди наиболее ранних изображений преподобного Трифона – иконы с образами Пресвятой Богородицы в изводе Боголюбской иконы Божьей Матери и предстоящим преподобным, созданные в конце XVII – первой половине XVIII вв. Преподобный Трифон изображён коленопреклонённым в молении Пресвятой Богородице на фоне основанной им Успенской обители и Хлынова. Происходящая из Троицкой церкви города Котельнича икона преподобного Трифона передаёт исторически точный вид города и монастыря 1740 гг. с каменными постройками. Более условная панорама города запечатлена на иконе «Преподобный Трифон» той же иконографии из Михаило-Архангельской церкви Крестовоздвиженского слободского монастыря (обе в Кировском областном художественном музее). В конце XVII в. появилась икона «Преподобный Трифон и блаженный Прокопий перед иконой Божьей Матери “Знамение”» (Кировский областной художественный музей), первоначально находившаяся в Богоявленском верхочепецком монастыре. В 1775 г. икона была принесена в слободской Крестовоздвиженский монастырь и поставлена в церкви во имя архангела Михаила.

 



 
PR-CY.ru