СИМВОЛЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ - Страница 17

Символы евангелистов – иконографические символы, представляющие собой изображение четырёх живых существ, связанные с видениями пророка Иезекииля (Иез. 1:4–11) и апостола Иоанна Богослова (Откр. 4:6–8), которые древняя христианская традиция усвоила евангелистам. В первые века христианства символами евангелистов служили четыре райские реки. На смену им в том же периоде появились символы четырёх животных, окружающих престол Иеговы, по описанию пророка Иезекииля: Матфей – человек, Марк – орёл, Лука – вол, Иоанн – лев. Иероним Стридонский предлагал распределение символов, принятое в настоящее время: Матфей – человек, Марк – лев, Лука – телец, Иоанн – орёл. Однако изъяснение символов в смысле указания на искупление Иисуса Христа, Который вочеловечился (человек), покорил врагов (лев), принёс Себя в жертву за род человеческий (телец) и вознёсся на небеса (орёл), не достигает цели: оно не определяет, почему именно символ человека усвоен евангелисту Матфею, лев – Марку и т.д. Объяснение Иеронима Стридонского: в Евангелии Матфея родословие Иисуса Христа, в Евангелии Марка – голос льва, рыкающего в пустыне: глас вопиющего в пустыни; в Евангелии Луки речь о священнике Захарии, в Евангелии Иоанна о недосягаемой высоте Слова. С этим последним объяснением согласно и объяснение папы Римского Григория I Великого (Двоеслова), допускавшего, впрочем, и возможность другого объяснения в приложении к Иисусу Христу, Который принял плоть (человек), принёс себя в жертву (телец), расторгнул узы смерти (лев) и вознёсся на небо (орёл). У Иерусалимского патриарха Софрония: лев – сила и начальство Иисуса Христа; телец – священническое служение Иисуса Христа; человек – явление во плоти; орёл – нисходящая сила Святого Духа. Символы относит к евангелистам уже Ириней Лионский. Они раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов. При евангелисте Матфее изображается Ангел как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предречённого пророками. Евангелист Марк символизируется львом в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчёркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орёл при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нём божественных тайн. На некоторых древних иконах и фресках эти символы, имея тот же смысл, сочетаются в другом порядке. Изображения четырёх евангелистов и символизирующих их существ в традиционной композиции росписей православного храма обычно помещаются по четырём сторонам крестово-купольного свода, на так называемых «парусах», поддерживающих купол, внутри которого обычно изображают Господа Вседержителя. Также образы четырёх евангелистов с четырьмя «животными» Апокалипсиса по традиции находятся на Царских вратах вместе с образом Благовещения. В этом разнообразии исследователи обнаруживают также различие частных мнений. Оно происходит также и в памятниках изобразительного искусства – мозаиках, фресках миниатюрах. Нередко все четыре символа объединены в одну группу и составляют так называемый тетраморф. К этому тетраморфу древние относят слова литургии: «поюще (орёл), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек)».

 



 
PR-CY.ru