СИМВОЛЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ - Страница 16

Изображения светил подчёркивают, что они являются лишь частью творения; небесные тела участвуют во «вселенском богослужении» и подчиняются воле Творца. В сцене Распятия почти всегда присутствуют два диска. Это – знаки Солнца и Луны. Физическое движение на иконе подчинено общему смыслу композиции и частному смыслу данного персонажа. Зато особыми средствами передаётся движение духа – позой фигуры, рук, складками одежды и главное – глазами. В них сосредоточена вся сила нравственного подвига, вся сила духа и его власть над телом. Одеяния позволяют подчеркнуть статус того, кто изображён на иконе: шуба или пурпурная мантия являются атрибутом святых князей, плащ – воинов, белый гиматий символизирует мученичество. Ангелы на иконах облачены в роскошные одежды византийских придворных (что символизирует их службу Царю Небесному). Бесы, напротив, пишутся голыми, т.к. «обнажены от всякого блага» (этот символ следует воспринимать в контексте, поскольку обнажёнными изображаются и прародители Адам и Ева в Эдеме, но в этом случае это означает невинность и чистоту помыслов до грехопадения). Преподобного Сергия Радонежского принято писать держащим на ладони основанный им монастырь. Апостол Пётр держит в руках ключи от Царства Божьего (Мф. 16:19). Стиль (заострённая палочка для письма) – принадлежность евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также пророка Давида, написавшего «Псалтырь». Святые иконописцы Андрей Рублёв, Алипий Печерский и другие изображаются с написанными ими иконами. У Иоанна Кронштадтского в руке евхаристическая Чаша в знак того, что он был пламенным служителем Божественной литургии, вдохновителем евхаристического возрождения. Основатели или ктиторы (благотворители) иноческих обителей часто держат в руках храмы. Например, преподобномученица великая княгиня Елизавета Фёдоровна изображается с одним из храмов Марфо-Мариинской обители. Равноапостольная княгиня Ольга тоже держит в руках храм – в знак того, что она построила первую церковь на Руси. Святая Мария Магдалина, одна из жён-мироносиц, изображается с сосудом в руках, в котором она несла миро, а в руке у святой Анастасии Узорешительницы сосуд с елеем, с которым она приходила к узникам в темницы. Праведный Ной держит в руке Ковчег Завета. Пророк Моисей – скрижали Завета. Великомученик и целитель Пантелеимон традиционно изображается с ларцом для лекарств и ложечкой. Андрей Рублёв – с иконой Святой Троицы. Серафим Саровский – со свитком изречений и молитв.

 



 
PR-CY.ru