СИМВОЛЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ - Страница 15

Рог – символ крепости. Громовые стрелы – дух гнева Божьего. Голубица, держащая в клюве ветвь, – символ мира и милости Божьей. Указывая на то, что происходящее в иконе действие исторически связано с определённым местом, архитектура (так же, как и пейзаж) всю полноту этого действия никогда в себя не вмещает. Она лишь служит для него фоном, поскольку по самому смыслу иконы действие не замыкается, не ограничивается местом, так же, как явленное во времени, оно не  ограничивается временем. Поэтому события перед храмом или зданием, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма или здания. События перед пещерой может означать – в пещере. Два-три дерева могут символизировать лес. Если сравнить то, как передаётся в иконе человеческая фигура и как передаётся здание, то можно увидеть большую разницу: человеческая фигура (за редким исключением) всегда правильно построена, в ней всё на своём месте: то же самое – и в одежде. Архитектура же (как по своим формам, так и по их распределению) подчёркнуто алогична. Двери и окна часто пробиты не на месте, их размер не соответствует их назначению и т.д. Смыл этого в том, что архитектура – единственный элемент в иконе, при помощи которого можно ясно показать, что происходящее перед нашими глазами действие – вне законов земной логики, вне законов земного бытия. Правая и левая стороны могут указывать на праведность и греховность. Например, слева от Христа – девы неразумные, справа – разумные. Или люди на иконах, изображающих Страшный Суд. Символ приснодевства Богородицы: три звезды на мафории Богородицы – символ Её девства до, во время и после Рождества Христова. Складки на одежде не случайны и беспорядочны, а подчиняются общей гармонии образа изображённого святого, их ритмичность подчёркивает и движение. Характер расположения складок на одеждах святых свидетельствует о времени написания иконы. В VIII–XIV вв. складки рисовались частыми и мелкими. Они говорят о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия. В XV–XVI вв. складки рисуют прямыми, длинными, редкими. Через них как бы пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил. Святые повёрнуты к зрителю прямо или на три четверти. Икона – средство для молитвенного общения, молясь, верующие встречаются со святыми лицом к лицу. Профиль означает отсутствие непосредственного общения и используется лишь в композициях, обычно у не святых лиц – волхвов, пастухов. Пеликан – символ вечной жизни, воскресения, чадолюбия. Сосуд с водой – таинство Крещения. Алавастровый сосуд (сосуд с длинным горлышком) – таинство Миропомазания. Чаша и дискос – таинство Причащения. Сосуд с елеем – таинство Елеосвящения (Соборования).

 



 
PR-CY.ru