СИМВОЛЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ - Страница 13

Есть своеобразная символика и у икон. Пространство в иконе отображается при помощи обратной перспективы (зрительная позиция переносится как бы внутрь происходящего), сферической и прямой перспективы. Для части икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу, чем подчёркивается их общее духовное единство. Часто икона показывает события нескольких дней или даже целой жизни святого, последовательно изображая события на самой иконе или в клеймах. Вневременному и внепространственному восприятию иконы способствует и её композиция, которая отличается полнейшей завершённостью и отрешённостью от всего внешнего и своеобразной мелодичностью. Замкнутая композиция и ритмичность придают иконе отрешённый от земной жизни характер, противоположный грубому натурализму. Золотой фон иконы представляет собой сияние славы Бога, как погружённость мира в действенную силу Божественных энергий. Красный фон – знак торжества вечной жизни, он наполняет икону пасхальным звучанием. Синий и голубой цвета соотносятся с небом, иным миром. Это и цвет Богоматери, соединивший в Себе и земное, и небесное. Одно из имён Бога – свет. В мире горнем нет теней. Икона являет святых, освящённых божественной благодатью, а не чувственным светом. Поэтому на иконах нет теней. Луч с небесных сфер – символ божественной благодати. Три луча указывают на то, что в любом божественном действии следует видеть участие всех божественных Лиц. В каждой иконе символическое решение цвета бывает разным и подчёркивается другими изобразительными средствами. Поэтому для того, чтобы понять, что символизирует тот или иной цвет, надо ориентироваться не только на общую тенденцию, но и на смысловой и композиционный контекст каждой конкретной иконы. Сияние и форма круга вокруг головы – нимб. Это – отображение сияния нетварного Божественного света, который преображает человека, соединяющегося с Богом. Крест в нимбе Спасителя (крещатый нимб) – указание на Его Крестную жертву. Иногда на иконах Троицы крещатыми нимбами наделяются все три Ангела, символизирующие три Лица Пресвятой Троицы. Квадратный нимб – в западной традиции у донаторов (ктиторов). Мандорла – миндалевидное сияние, среди которого изображают Христа и Богоматерь, когда хотят представить их во славе. Благословляющая десница – пальцы правой руки (десницы) сложены в виде буквы «I» и «Х» («Иисус Христос») – это благословение именем Господним; также распространено троеперстное сложение – благословение именем Святой Троицы. С таким жестом изображаются святители (т.е. святые епископы, митрополиты и патриархи), а также преподобные и праведные, имевшие священнический сан, например, Иоанн Златоуст и Николай Чудотворец.

 



 
PR-CY.ru