«О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ» - Страница 8

Вновь вводилось официально отменённое в 1929 г. положение о передаче молитвенного здания для общественных надобностей в случае ходатайства «большинства трудящегося населения» данной местности. Районные и городские власти получали право закрывать молитвенные здания за неуплату религиозным обществом положенных налоговых и обязательных страховых выплат в течение двух месяцев. Причинами ликвидации религиозного общества могли стать выход из его состава части членов (если общее число оставшихся будет меньше 20) и выявленное нарушение членами религиозного объединения действующих законов. Вместе с тем Инструкция 1931 г. указывала, что снятие с регистрации религиозного общества само по себе не ведёт к окончательному закрытию его молитвенного здания. Очевидно, причиной появления такой нормы был двойной механизм регистрации местного объединения верующих – собственно общины и её храма. При этом местным властям было гораздо проще снять с регистрации общину верующих, чем закрыть молитвенное здание. Фактически в инструкции речь шла о возможности для верующих заново провести регистрацию своего общества и сохранить храм. Переход к Комиссии по вопросам культов ВЦИК функций административного надзора за конфессиональными организациями потребовал внести изменения в постановление «О религиозных объединениях», утверждённых постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 1 января 1932 г. Регистрация местных религиозных организаций отныне возлагалась на комиссии по вопросам культов при городских и районных советах. Контроль за деятельностью религиозных организаций более высокого уровня (проведением религиозных съездов и организацией духовных учебных заведений) возлагался на комиссии по вопросам культов при областных и краевых исполкомах, при ЦИК автономных республик, а также на Комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК (ни одного разрешения на проведение религиозного съезда или создание духовного учебного заведения в 1930 гг. религиозного объединения от данных комиссий не получили). Постановление «О религиозных объединениях», принятое высшими органами государственной власти РСФСР, формально не имело юридической силы на территории других союзных республик. Общесоюзное религиозное законодательство при этом отсутствовало. В некоторых республиках использовалось законодательство РСФСР, в других были приняты собственные нормативные акты по контролю за деятельностью религиозных организаций. Например, в Украинской ССР конфессиональные вопросы регулировала принятая как подзаконный акт к Административному кодексу УССР инструкция Секретариата Президиума ВУЦИК «О порядке организации, деятельности, отчётности и ликвидации религиозных обществ и системе учёта административными органами состава религиозных обществ и служителей культа» от 23 июня 1932 г. Наиболее важным отличием Инструкции ВУЦИК от соответствующих норм российского законодательства было то, что для регистрации религиозного общества в УССР требовалось заявление не 20, как в РСФСР, а 50 местных жителей. Религиозные объединения, состоявшие из меньшего числа верующих, считались на Украине малочисленными религиозными группами, не имевшими права на собственное молитвенное здание.

 



 
PR-CY.ru