МАТФЕЙ - Страница 46

Мученичество Матфея (под 9 августа) известно исследователям в минейных циклах и апостольских деяниях. На своде в Сан-Марко показана смерть Матфея у алтаря во время литургии – воин пронзает его мечом со спины. Этот же извод был использован в миниатюре, украшающей инициал в Штутгартском пассионале (1120–1130 гг.). Смерть апостола изображалась в минейных циклах: на миниатюрах из рукописей (Минологий с праздниками деспота Димитрия Палеолога, 1322–1340 гг.); на иконах (Синайский гексаптих, XII в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае). В нартексе церкви Николая «тис Феологинас» в Кастории помимо годового минология (росписи 1663 г.) есть сцены с назидательным содержанием, располагающиеся над фигурами стоящих святых, в том числе сцена мученичества Матфея. Как минейное изображение исследователи редко встречают сцену с погребением Матфея, например, в Минологии императора Василия II (первая четверть XI в.). Усопший сед, с короткой бородой, на нём синий хитон с чёрным клавом на правом плече и охристый гиматий. В храмовой декорации даже при отсутствии купольной конструкции, как в кафоликоне Протата, расположение фигуры Матфея соответствует системе росписей на парусах: он изображён на южном предалтарном столбе, рядом со сценой «Тайная вечеря» («Причащение апостолов»), напротив апостола Луки (фрески рубежа XIII и XIV вв., мастер Мануил Панселин). На фасаде трапезы Великой Лавры образы евангелистов попарно окружают изображения апостолов Петра и Павла (вторая четверть XVI в., мастер Феофан Стрелицас Вафас); в чине апостолов на южной стене кладбищенского храма в честь святых Апостолов монастыря Ватопед (1683 г.). Дважды Матфей может изображаться на парусах и в чине апостолов – в росписях парекклисиона Панагии Парамифии в Ватопеде (1677/1678 г.), парекклисиона в честь Рождества Иоанна Предтечи в Хиландаре (1683/1684 г.). Фигура Матфея включается в декорацию погребальных комплексов, например, на сводах гробниц Константинопольских патриархов Анфима II (около 1628 г.), Дионисия IV (1696 г.) в Великой Лавре. В минейных циклах в росписях фигура Матфея есть в северо-восточной ячейке трапезной Великой Лавры (вторая четверть XVI в., мастер Феофан Стрелицас Вафас). Образ пишущего Матфея с разными канцелярскими принадлежностями на фоне архитектуры из арсенала книжной иллюминации был заимствован иконописцами, например, для створок царских врат как в византийском темплоне, так и в русском высоком иконостасе. В монументальной живописи Древней Руси этот же образ наряду с другими евангелистами был усвоен для декорации паруса. В русских рукописях XV–XVI вв. наследуются основные изводы облика Матфея, прежде всего, пишущего на архитектурном фоне. Могут отличаться архитектурные детали, формы предметов, положение Матфея в процессе работы: пишет ли он на листе, лежащем на его колене, как на миниатюре работы художника из круга Андрея Рублёва («Евангелие Хитрово» – Российская национальная библиотека, около 1405 г.) и на других миниатюрах схожего извода (Евангелие из ризницы Троице-Сергиева монастыря – Российская национальная библиотека, начало XV в.: «Шереметьевское Евангелие» – Исторический музей, вторая четверть XV в.), или в небольшой рукописи, которую он держит на весу («Морозовское Евангелие» – Оружейная палата, начало XV в.), или разворачивает кодекс на коленях (Евангелие – Исторический музей, 1534 г.).

 



 
PR-CY.ru