МАТФЕЙ - Страница 43

Этот же образ исследователи встречают в монументальной декорации храмов, например, в мозаиках Осиос Лукас (1030 гг.), где Матфей в розовом хитоне и бело-сером гиматии стоит среди других апостолов (северная арка нартекса). В Синаксаре Захарии Валашкертского (первая четверть XI в.) фигура Матфея – небольшая по размеру, правая рука отведена в сторону и спрятана в глубокой складке, как у античных изображений ораторов. К этим же антикизирующим образцам восходит и миниатюра из Симоновского Евангелия (Российская государстенная библиотека, 1270 г.), где апостол стоит в повороте на три четверти; позднее подобную позу у апостола исследователи встречают на фресках – в минейных циклах (в нартексах кафоликонов монастыря Дечаны, 1335–1350 гг.; монастыря Козия, около 1386 – 1390 гг.), в росписях боковых апсид-певниц, например, в церкви-триконхе во имя апостола Андрея на реке Треска (1388–1389 гг., мастер митрополит Иоанн II Зограф). Античные образцы и мотивы, восходящие к образам размышляющих или пишущих философов, долго использовались в византийской иллюминации. Пишущего Матфея окружают разнообразные канцелярские предметы на миниатюре ноябрьского Минология (XI в.); апостол выдвигает дополнительный свиток из стоящего перед ним шкафчика (XIII в.), очиняет перо (начало XIV в., вторая половина XIV в.), окунает перо в чернильницу (XII в., вторая четверть XII в.), размышляет над лежащим на коленях кодексом (около 1321 г.), придерживает страницу кодекса, лежащего перед ним на пюпитре (XI в.). Он резко склоняется над столом, или тянется к странице (Четвероевангелие Иоанна II Комнина,1122 г.; Четвероевангелие, вторая половина X – XII вв.); задумывается и касается рукой щеки или губ (XIII в.). Изредка он сидит в таком же кресле, как у апостола Иоанна Богослова (начало XI в.; ярославское Спасское Евангелие – Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник, первая половина XIII в.); вместе с апостолом Иоанном Богословом занят написанием текста (XII в.). Портрет святого как писателя может восходить к изводу учительствующего Христа; так, Матфей сидит на престоле, указывая перстом на строки в книге, лежащей у него на коленях (XIII в.). Портрет Матфея в медальоне среди медальонов с образами Христа и святых – в константинопольском Четвероевангелии (XI в.), в Евангелии болгарского царя Иоанна Александра (1355–1356 гг.). Кроме того, Матфей может быть изображён в разных изводах наряду с другими апостолами или святыми вокруг Христа. В составе апостольского чина с древних времён Матфей представлен на мощехранительницах и других видах церковной утвари из драгоценных и редких материалов, например, слоновой кости: на «Апостольской пиксиде» константинопольской работы (конец X – начало XI вв., Художественный музей, Кливленд), на ларце-мощехранительнице (вторая половина X в., Метрополитен-музей), ларце с розеттами и образами Христа, Деисуса и апостолов (вторая четверть X в., Дамбартон-Окс, Вашингтон). Вокруг Христа могут размещаться образы из Деисуса, в том числе четырёх евангелистов, как в Евангелии из афонской Великой Лавры (X в.), четырёх евангелистов, стоящих перед Христом – на миниатюре Ванского Евангелия (конец XII в.).

 



 
PR-CY.ru