МАТФЕЙ - Страница 42

В зрелом и позднем Средневековье подобные миниатюры служили образцами для художников за пределами византийского мира. С миниатюр, подобных Евангелию из афонского монастыря Ставроникита, были сделаны копии для рукописи «Довольского Четвероевангелия» из Печской патриархии (XV в.). Античные архитектурные мотивы привлекали и художников позднепалеологовского периода, которые помещали евангелиста в колонные портики, как, например, на миниатюре Четвероевангелия 1304/1305 г. Дольше всего античный образ Матфея (возраст не определён) продолжали использовать в миниатюрах, подражавших произведениям императорских скрипториев Константинополя. По мнению исследователей, наиболее показательны каролингские рукописи: Евангелие Харли, написанное в Ахене (конец VIII в.), Евангелие из аббатства Сен-Мартен в Туре (820–830 гг. Фрайзингское Евангелие (875–899 гг.) – на полностраничной миниатюре Матфей, молодой темноволосый, сидит на престоле, указывая на книгу, позади или вокруг него высокое здание дворца или церкви, выше – ангел разворачивает свиток, иногда Матфей оглядывается на него. Такой же облик имеет Матфей на миниатюре с Господом во славе, евангелистами и их символами в Библии Карла Лысого (между 845 и 851 гг.). Детали архитектуры, а также ландшафта, например, пальмы в Четвероевангелии из аббатства Сен-Мартен в Туре или портик с колоннами, как на миниатюре из Евангелия архиепископа Эббона Реймсского (820–830 гг.), указывают на античные мотивы из иконографий философов и мыслителей. По мнению исследователей, нечто среднее между византийской и европейской традициями представляет собой декорация «Коронационного Евангелия» из Реймса (четвёртая четверть IX в. – четвёртая четверть X в.). У Матфея седая борода, но тёмные волосы, он сидит (перед ним кодекс) и беседует с ангелом, выглядывающим из-за занавеса. Матфей с книгой сидит в окружении крепостных стен с башнями, в облаках, как посреди Небесного Града, – на миниатюре из Евангелиара так называемого святого Ора (de sainte Aure); Матфей седой, с короткими волосами и бородой. По мнению исследователей, одним из последних памятников эпохи зрелого Средневековья, в котором можно встретить разночтения в изводах иконографии Матфея, является мозаичная декорация собора Сан-Марко в Венеции (XII в.), что исследователи объясняют использованием разных образцов мастерами, призванными покрыть росписями огромные поверхности. В западном куполе, в сцене Сошествия Святого Духа на апостолов, Матфей изображён средовеком с русыми недлинными волосами и бородой, в то время как в остальных случаях (в центральном куполе, где «Вознесение», в композиции на парусах и в мозаике на своде в западном рукаве в сценах крещения царя и мученической смерти) он старец с длинными волосами или муж преклонных лет с короткими седыми бородой и волосами. По мнению исследователей, к античным прообразам, вероятно, к статуям императоров и философов, восходит извод стоящего Матфея с кодексом в руках – на миниатюрах из Евангелий Иверского монастыря (рубеж IX и X вв.), монастыря великомученицы Екатерины на Синае (конец X в. – начало XI в.), константинопольского письма из Музея Гетти (1133 г.).

 



 
PR-CY.ru