МАТФЕЙ - Страница 44

Подобная композиция могла быть составлена из четырёх отдельных миниатюр с образами евангелистов, спешащих к Христу, либо это могла быть четырёхчастная миниатюра с образами апостолов и полностраничная миниатюра с изображением Христа (1070–1080 гг., 1346 г.). К этому варианту восходит монументальная икона с образом шагающего Матфея (конец XIII в., Иконная галерея, Охрид). Византийский извод был использован в мастерских, работавших для королевств крестоносцев (рукопись из мастерской в Иерусалиме около 1160 гг.); с Христом, стоящим перед Матфеем. Этот вариант иконографии использовали для предметов личного благочестия как, например, в золотом кресте с перегородчатыми эмалями византийской работы из ризницы собора в Мартвили – образ Богоматери с Младенцем окружён медальонами с апостолами, в том числе с Матфеем (X в., Музей искусств, Тбилиси). В паре с другими евангелистами, например, с апостолом Лукой, Матфей написан на иконе XIII в. из монастыря великомученицы Екатерины на Синае. С верховными апостолами и евангелистами – на двухрядной миниатюре константинопольской работы из Евангелия Ватопедского монастыря (четвёртая четверть XI в.). Матфей седой, с бородой средней длины, на нём голубой хитон и зеленоватого цвета гиматий. К подобному же типу многофигурного портрета восходят и мозаики апсиды собора в Чефалу (1148 г.) с образами апостолов, в том числе с Матфеем. В апостольском чине образ Матфея входит в иконостасы (поясные образы) афонских храмов – например, в Хиландарский чин (XIV в.). Позднее сформировалась композиция Собор апостолов, в которой также обязательно присутствует фигура Матфея, например, на иконах константинопольской (первая половина XIV в., Музей изобразительных искусств имени Пушкина) и новгородской работы (1432 г., Новгородский государственный объединенный музей-заповедник). В сцене «Отослание апостолов на проповедь» Матфей атрибутируется по кодексу в руках, седым волосам и бороде, сине-зелёному цвету одежд (Евангелие, третья четверть XI в.). В композиции «Страшный Суд» он представлен среди восседающих по сторонам Христа апостолов (в сине-зелёных одеждах – на фреске церкви великомученика Георгия в Старой Ладоге, 1180–1190 гг.; по правую руку от апостола Павла, правой рукой указывает на строки Евангелия – на фресках Димитриевского собора во Владимире, 1194–1197 гг., и на фреске западного рукава Успенского собора во Владимире, 1408 г., мастера Андрей Рублёв и Даниил Чёрный). Изредка Матфея изображают с апостолом Филиппом (XIII в., XI в.), чаще с персонификацией своего символа (ангелом) или Премудростью. В их взаимном расположении могут быть разные варианты, когда пишущий апостол прислушивается к ангелу – в Мстиславовом Евангелии (Исторический музей, 1117 г.), в заставке к сербскому Евангелию (1354–1375 гг.), на фреске Успенской церкви на Волотовом поле близ Великого Новгорода (1363 г., не сохранилась), на миниатюрах в Радославовом Евангелии (Российская национальная библиотека, начало XV в.) и Рогожском Евангелии (Российская государственная библиотека, первая треть XV в.). Как правило, ангел смотрит вниз из небесного сегмента, а может появляться из-за стены, в то время как евангелист сидит в саду (около 1433 г.). Премудрость имеет вид прекрасной девы в античных одеждах (Четвероевангелие из Куманицкого монастыря, Сербия, середина XIV в.).

 



 
PR-CY.ru