МАКАРИЙ, Булгаков Михаил Петрович - Страница 27

Тогда же, судя по изображенным наградам, был создан иконографически близкий погрудный портрет Макария (в овале, с прописями XX в.), размещённый сейчас наряду с другими изображениями московских и петербургских митрополитов в Тронном зале Митрополичьих (Патриарших) покоев Троице-Сергиевой лавры. На нём владыка запечатлён в рясе коричневого цвета, на белом клобуке алмазный крест, панагия с «Сикстинской Мадонной». Редким произведением исследователи считают рисунок акварелью и тушью на картоне начала 1880 гг. с поясным изображением Макария в овале, схожий с портретом из Митрополичьих покоев Троице-Сергиевой лавры и Исторического музея. На голове иерарха белый клобук, однако густая окладистая борода имеет лишь едва заметную проседь; к описанным выше наградам добавлена звезда ордена святой Анны. Согласно подписи, рисунок выполнил художник Воронин. Исследователи не исключают, что этот портрет служил образцом для гравёра или литографа или, наоборот, воспроизводил один из эстампов. Портреты Макария на гравюрах и литографиях (Исторический музей, Российская государственная библиотека, Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии) отличаются разнообразием иконографических вариантов и техник исполнения. В их разработке и изготовлении участвовали и признанные мастера своего дела, и малоизвестные художники. Портреты издавались в виде отдельных листов или помещались на фронтисписах изданий трудов Макария и биографических очерков. На основе портрета работы Л.С. Игорева с точным повторением всех деталей создано несколько ранних литографий: московский лист с цензурным разрешением от 25 января 1867 г. (Российская государственная библиотека), эстамп третьей четверти XIX в., фототипия Стефана Васильевича Кульженко в Киеве. Ряд литографий воспроизводит облик Макария в харьковский и литовский периоды его жизни. Например, поясной портрет с факсимильным автографом приложен к изданию протоиерея Фёдора Иванвича Титова 1897 г. Макарий – средних лет, слегка обращён вправо, голова покрыта клобуком, волосы и борода тёмные; из знаков отличия показаны только орденский знак, звезда святой Анны и бронзовый наперсный крест в память Крымской войны 1853–1856 гг. Репрезентативное поколенное изображение Макария с чётками в руке, сидящего на стуле с высокой резной спинкой, выполнено петербургским литографом в конце 1860 – начала 1870 гг. (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии): владыка уже награждён орденами князя Александра Невского и равноапостольного князя Владимира второй степени, но ещё не удостоен права ношения креста на клобуке. Во время пребывания Макария на Литовской кафедре, после 1875 г., А. Вегер в Лейпциге сделал профессиональную гравюру на стали с погрудным портретом архиепископа и факсимиле его автографа (экземпляр из собрания патриарха Алексия I (Симанского) – Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии). На гравюре точно зафиксированы индивидуальные черты внешности и все наградные знаки: крест на клобуке, ордена князя Александра Невского и равноапостольного князя Владимира и три звезды, а также панагия с образом Божьей Матери «Трёх радостей» (портрет переиздавался, помещён в книге: «Русские современные деятели: Сборник портретов замечательных лиц настоящего времени с биографическими очерками». СПб., 1876 г., том 1).

 



 
PR-CY.ru