МАКАРИЙ, Булгаков Михаил Петрович - Страница 26

Сохранилось относительно много изображений Макария в живописи и тиражной графике. Наиболее ранний парадный портрет был создан в 1853 г., в бытность Макария ректором Санкт-Петербургской духовной академии, художником Львом Степановичем Игоревым, выпускником Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии и Академии Художеств (Русский музей). Иерарх представлен поколенно, сидящим возле покрытого скатертью стола в небольшом повороте влево, на столе – тетради как намёк на учёные занятия. Облачён в чёрные клобук и рясу с фиолетовым оттенком, на груди – панагия и голубой наперсный крест, орденская звезда и орден святой Анны первой степени на ленте, в правой руке – книга, в левой – чётки. У Макария аристократическая внешность с правильными чертами лица, длинные волнистые волосы, спадающие по плечам, и окладистая борода до середины груди. Работу художника отличает высокий профессионализм, на то, что она могла быть исполнена с натуры, указывает точность портретной характеристики. Два портрета созданы, судя по чёрному клобуку, до посвящения Макария в сан митрополита, в конце 1860 – 1870 гг., или воспроизводят ранние изображения (Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник). Один из них находится под записями, по иконографии восходит к литографиям конца 1860 – начала 1870 гг. Другой, более качественный по живописи портрет представляет владыку поколенно вполоборота вправо, в мягком кресле, правая рука лежит на подлокотнике, в левой – чётки. На панагии характерной формы – образ Богоматери, повторяющий «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля (возможно, подлинная реликвия), наперсный крест и ордена князя Александра Невского и равноапостольного князя Владимира второй степени. Портрет Макария входил в портретную галерею, исполненную около 1869 г. к 50-летию Киевской духовной академии по инициативе ректора архимандрита Филарета (Филаретова) для конгрегационного зала академии. Включение изображения Макария в числе немногих современников в обширную галерею выдающихся исторических лиц, связанных с Киевской митрополией и Киевской духовной академией, свидетельствует о высокой оценке его трудов ещё в период служения в сане архиепископа. Уже в начале 1860 гг. Макарий дарил свои портреты (могли подразумеваться фотоснимки) некоторым архиереям, в частности, епископу Кириллу (Наумову). Другие известные живописные портреты Макария относятся к периоду его служения на Московской кафедре и являются, как полагают исследователи, копиями утраченных произведений. Портрет из собрания Николо-Перервинского монастыря (Исторический музей) выполнен предположительно в 1879–1880 гг., после назначения Макария Московским митрополитом и до награждения его орденом равноапостольного князя Владимира первой степени. Это – поясное изображение седобородого архипастыря вполоборота влево в рясе и белом клобуке с алмазным крестом, на левой руке – чётки. Кроме панагии и золотого наперсного креста показаны ордена князя Александра Невского и равноапостольного князя Владимира второй степени со звёздами.

 



 
PR-CY.ru