МСТИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ - Страница 10

На нём красный кафтан с золотой каймой и синяя шуба, накинутая на плечи, в левой руке опущенный меч, правая – с поднятым указательным пальцем возле груди (по мнению исследователей, жест, призывающий ко вниманию); у всех князей золотые шапки-шлемы типа шишака. Во втором клейме (надпись: «И того ради с великим множеством воинства своего приидоша ко граду, и обседше, велие насилие три дни творяху») князь приводит войско к Новгороду, обернулся к ратникам, жест правой руки также с указующим перстом. В других клеймах в сценах битвы все воины изображены в идентичных доспехах и плащах. Образ Мстислава Андреевича вводился в монументальные росписи храмов, посвящённые чудесам от иконы Божьей Матери «Знамение». В 1354 г. для чудотворного образа был возведён особый храм, однако, по мнению Энгелины Сергеевны Смирновой, «было ли в росписи новопостроенного Знаменского храма изображение знаменитого чуда спасения Новгорода, сказать трудно». Церковь была разобрана в 1682 г., и на её месте поставили Знаменский собор, в программе стенописи которого (1702 г.) сцены с чудом от иконы «Знамение» отсутствовали. В ярославской церкви великомученицы Варвары (Знаменской; построена в 1668 г. на средства купца Семёна Васильевича Добрынина, потомка выходцев из Великого Новгорода) в 1742–1743 гг. артелью ярославских художников под руководством Алексея Ивановича Соплякова был создан цикл росписей, повествующий о чуде от иконы «Знамение». В 1930 г., перед разрушением храма, часть росписей (в том числе картуш с авторской надписью; Государственный научно-исследовательский музей архитектуры) удалось снять. В фонде Ярославской губернской учёной архивной комиссии хранится тетрадь «Описание иконостаса и стенописи ярославской Варваринской церкви» (начало ХХ в.; Государственный архив Ярославской области) со схемой росписи и с описанием каждого цикла настенной живописи. Знаменский цикл находился во втором регистре на стенах основного объёма храма, причём каждая сцена, как клейма иконы, имела свою надпись. Всего было 12 сюжетов (четыре последние композиции хранятся в Третьяковской галерее; другие – в Русском музее, Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике). Художники использовали в качестве литературной основы новгородский вариант «Слова о Знамении Пресвятой Богородицы», поэтому в подписи к четвёртой сцене сын князя Андрея Юрьевича Боголюбского назван Романом. Его изображения могли быть в третьей композиции, располагавшейся на южной стене («Посем князь Андрей на ярость подвижеся собрав силу велику хотяше паки ити на Великий Нов град»), в четвёртой (на южной стене: «Божиим же попущением болезни на него нашедши, он же ни мало преста от таковаго начинания и посла сына своего Романа со всею силою»), в пятой (на западной стене: «Но новгородцы же [видя] силу велику грядущу на них бяху в скорби великой ни откуду помощи надеющися токмо на Бога и на Пречистую Его Матерь надежду возложиша»), в шестой (на западной стене: «Суздальцы же пришедши со всею силою и стаху под градом три дни и три нощи»). В сохранившихся композициях все воины-всадники изображены в одинаковой одежде и шлемах, ни у кого нет княжеской атрибутики. Исследователи не исключают, что возглавляющий битву князь представлен в образе средовека в центре одиннадцатой сцены («И абие честная Пресвятыя Богородицы икона отбративши лице свое от сопротивных и обратися на град и внезапу паде страх на сопротивных…»). Исследователи полагают, что изображения Мстислава Андреевича есть также в лицевых рукописях на иллюстрациях, сопровождающих Сказание о битве новгородцев с суздальцами (например, Российская национальная библиотека, XVII в.).



 
PR-CY.ru