МСТИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ - Страница 9

Во втором клейме («Блгв. кн. Андрей Боголюбский посылает дружину биться с новгородцами») Мстислав Андреевич – персонаж второго плана, он только присутствует при разговоре отца с боярами и воеводой. Он стоит за боярином, близко к отцу, руки в жесте беседы, на нём длинный малиновый кафтан и золотая шуба с белым мехом, на голове серебряная корона. В третьем клейме («Блгв. кн. Андрей Боголюбский посылает сына Мстислава возглавить поход против Новгорода») представлены два молодых князя в коронах, доспехах, красных плащах и сапогах, стоящие перед князем Андреем Юрьевичем Боголюбским. Один с короткой бородой, в серебряной короне, со скипетром в руке (исследователи полагают, что это кто-то из князей-союзников), другой только с усами, в золотой короне, склонившийся перед Владимирским князем (очевидно, Мстислав Андреевич). В четвёртом клейме («Осада Новгородского кремля») изображено несколько князей на фоне поля с шатрами, вдалеке за рекой виден детинец. Безбородый Мстислав Андреевич – в золотой шапке, отороченной красно-коричневым мехом, и в длинной красной шубе с белым мехом по краям, впереди группы князей. В шестом клейме («Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский, во время молитвы слышит повеление вынести икону Божией Матери «Знамение» из церкви Спаса Преображения на Ильине улице и поставить на стену города») круглолицый Мстислав Андреевич в золотой шапке, длинном тёмно-зелёном кафтане с широким золотым оплечьем и золотисто-жёлтом плаще (в правой руке скипетр) сидит за столом в шатре вместе с двумя князьями. В десятом клейме («Икону Божией Матери «Знамение» выставляют на городскую стену; осаждающие готовятся к штурму Новгорода») написана большая группа князей, смотрящих на стены Новгородского кремля (исследователи полагают, что Мстислав Андреевич на первом плане спиной к зрителю, лицом в профиль). В одиннадцатом клейме («Суздальцы пускают в икону Божией Матери «Знамение» стрелы «яко дождь», и икона отворачивается от осаждающих») Мстислав Андреевич изображен у правого края, опять почти спиной к зрителю, на нём золотая шапка, отороченная белым мехом, и длинная красная мантия на горностаевом меху, в левой руке – стрела из колчана. По мнению исследователей, он представлен и в двенадцатом клейме («Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский, снимает облачение и собирает в него слезы Богоматери»), где суздальцы уже «начаша друг друга сещи и на смерть предавати» (Мстислав Андреевич в красном берете с пером и в красной рубахе, поверх которой надеты пёстрые доспехи и такие же узкие штаны, заправленные в чёрные сапоги). Икона Божьей Матери «Знамение», с 16 клеймами чудес, написана палехскими мастерами для старообрядческого собора Рождества Христова в Рогожской слободе Москвы и размещалась на столпе в южной части храма (начало XIX в.). В цикле клейм князь, возглавляющий суздальское войско, назван Романом, нет упоминаний о его отце, князе Андрее Юрьевиче Боголюбском. Образ князя Романа присутствует в первом клейме (надпись: «В то время кн[я]зь Суждалскии Роман и инии тояжде земли руския кн[я]зи мнози числом седмьдесят два восташа на Великий Нов град, хотяще разорити его, и единоверных людей пленити») в центре группы князей: он с бородой средней величины, разделённой на две вьющиеся пряди с проседью.

 



 
PR-CY.ru