МСТИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ - Страница 6

В киевском цикле в соответствии с текстом он показан в рассказе о начале похода и предательстве киевских бояр (среди других князей), о вокняжении Глеба Юрьевича и возвращении Мстислава Андреевича во Владимир. Вначале это – безбородый кудрявый юноша в доспехах поверх зелёной рубахи, красном плаще и княжеской шапке, часто верхом на коне, затем средовек с короткой широкой бородой, в доспехах или только в рубахе и плаще. Следующий цикл миниатюр – история конфликта между князем Андреем Юрьевичем Боголюбским и новгородцами из-за сбора дани с двинян. Безбородым юношей-воином со спадающими из-под шапки вьющимися коричневыми волосами Мстислав Андреевич представлен в сценах благословения князем Андреем Юрьевичем Боголюбским своего сына на выступление против новгородцев и во время отъезда суздальского войска, разграбления новгородских сёл дружиной 72 князей, осады Новгорода и бегства князей суздальской коалиции (на последних миниатюрах под шапкой у Мстислава Андреевича надет подшлемник). Далее изображение Мстислава Андреевича исследователи встречают в рассказе о рождении его сына Василия: князь в образе средовека с короткой коричневой бородой смотрит из окна башни на крещение младенца. В цикле миниатюр о походе объединённого войска «на болгары воложскиа и камские», как и на многих предшествующих композициях, Мстислава Андреевича исследователям трудно выделить среди других князей, средовеков и юношей (несоответствие в изображении возраста князей характерно для многих иллюстраций Лицевого свода). На последней миниатюре серии показано бегство Мстислава Андреевича (князь-средовек верхом на коне) от болгар «в мале воиньстве». Последняя миниатюра с Мстиславом Андреевичем посвящена его смерти и погребению: на смертном одре он представлен седовласым старцем с бородой средней длины, в княжеской шапке. Композиции битвы новгородцев с суздальцами с первой половины XV в. стали включать в иконографию «Чудо от иконы Божией Матери “Знамение”». Источником послужило Сказание о битве новгородцев с суздальцами («Слово о Знамении Пресвятой Богородицы»), где Мстислав Андреевич, как и в летописных повестях новгородской ориентации, назван Романом. В соответствии с источниками князь на иконах подписан как Роман или Мстислав. Исследователям известно не меньше семи иконописных образов на этот сюжет. Большинство из них имеют трёхрядную композицию: верхний ряд – шествие с образом Божьей Матери «Знамение» и моление перед ним, средний – встреча послов, нижний – разгром новгородцами суздальцев в битве у стен Новгорода. На иконе первой половины XV в. из Успенской церкви в селе Курицко близ Новгорода (Третьяковская галерея) суздальское войско представлено единой группой, и вычленить в ней изображение князя не представляется возможным.

 



 
PR-CY.ru