МСТИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ - Страница 7

На иконе второй половины XV в. из часовни преподобного Варлаама Хутынского, затем Николо-Кочановской церкви (по другим сведениям, из церкви великомученика Димитрия в Кожевниках на Даньславле ул.; Новгородский государственный объединённый музей-заповедник) некоторые воины выделяются среди суздальского войска, но, поскольку у всех на головах одинаковые шлемы с бармицами, определить фигуру Мстислава Андреевича затруднительно. Исследователи предполагают, что Мстислав Андреевич – всадник на рыжем коне, сражающийся во главе войска в нижнем регистре. По мнению исследователей, новгородские иконописцы не ставили себе задачу изобразить сына князя Андрея Юрьевича Боголюбского. Аналогичны по композиции нижних регистров иконы конца XV – начала XVI вв. из Никольской церкви в Гостинополье на реке Волхов (Русский музей), XVII–XVIII вв. из частного собрания за рубежом; XVII–XVIII вв. из бывшего собрания Киевской духовной академии (местонахождение исследователям не известно). На иконе конца XVI в. (?),По мнению исследователей, из церкви Успения Пресвятой Богородицы на Торгу в Новгороде (местонахождение исследователям не известно), зарисованной Фёдором Григорьевичем Солнцевым в 1833 г. (музеи Московского Кремля), отличительная черта князей – наличие княжеских шапок. На акварельной копии Ф.Г. Солнцева в надписи среднего сюжета суздальский князь поименован Романом, «послы новгородские» и «послы суздальские» одеты в красные княжеские шапки с меховой опушкой. Из четырёх князей-послов выделяется восседающий на коне средовек с русой бородой, в синем плаще, накинутом поверх металлического доспеха и красной рубахи, на нём узкие штаны, заправленные в сапоги. Скорее всего, это, по мнению исследователей, – названный Романом Суздальским Мстислав Андреевич. В нижней сцене битвы у князя-средовека, возглавляющего войско суздальцев, красный плащ поверх доспехов. Исследователи полагают, что три князя в роли послов представлены также в среднем регистре на иконе рубежа XV и XVI вв. (Русский музей) скачущими верхом впереди суздальского войска: на них высокие белые шапки с отворотами, зелёные с золотистым узором рубахи; на плечи ближайшего к зрителю всадника-средовека накинута красная шуба. По мнению исследователей, это – изображение предводителя суздальского войска. В последней четверти XVII в. появились иконы Божьей Матери «Знамение» с клеймами чудес, например, монументальная работа костромских мастеров Оружейной палаты (158,7х141,6 см, Исторический музей). На ней из двадцати сюжетов изображение Мстислава Андреевича определяется только во второй клейме (князь ведёт на Новгород «силу велику от различных стран»). Мстислав Андреевич представлен, очевидно, в образе юноши, скачущего на белом коне во главе войска впереди других князей. У него полные румяные щёки, вьющиеся волосы, на голове малиновая шапка с коричневой меховой опушкой, в правой руке серебряный княжеский скипетр, левую он прижимает к груди.

 



 
PR-CY.ru