МАРК, ФЕОФИЛ и ИОАНН - Страница 7

Так же и на иконах, например: второй половины XVIII в. из Киево-Печерской лавры (Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник); последней трети XVIII в. (1771 (?) г., Иркутский областной художественный музей); первой трети XIX в. (Кирилло-Белозерский музей-заповедник); первой половины XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (Центральный музей имени Андрея Рублёва); середины XIX в. из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского женского монастыря в Александрове); последней четверти XIX в. (церковь Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария); на большом эмалевом образе третьей четверти XIX в. (Нововалаамский монастырь в Финляндии) и др. Примеры изображения Марка того же извода в печатной графике: раскрашенные гравюры первой четверти XIX в. (Российская государственная библиотека) и первой трети XIX в. (Литературный музей), цветные литографии мастерской Киево-Печерской лавры 1893 г. (Литературный музей) и 1894 г. (Российская государственная библиотека). В данной композиции исследователи встречают изменения в группах святых относительно их традиционного извода: например, фигура Марка оказывается смещённой на другое место. Не поддаётся объяснению кажущееся исследователям произвольным перемещение святых из соответствующих групп на иконе второй половины XIX в. (Москва, частное собрание Виктора Александровича Бондаренко), в результате чего полуфигура Марка оказывается справа (четвёртый ряд, в центре, обращена к полю иконы), среди образов, которые должны соответствовать размещению преподобных Дальних пещер. Изменения, но в пределах своей группы святых, коснулись образа Марка, например, на раскрашенной литографии 1883 г. московской мастерской А. Абрамова (Русский музей), он предпоследний во втором ряду и на хромолитографии 1903 г. московской мастерской Ивана Дмитриевича Сытина (церковь великомученицы Варвары в Казани). Над ракой со святыми мощами Марка в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры находится выполненный в начале XXI в. единоличный образ святого, изображённого со скрещенными на груди руками. Этот образ заменил прежний, написанный в лаврской иконописной мастерской под руководством иеромонаха Иринарха в 1840 гг. (местонахождение исследователям не известно): святой представлен в повороте влево на три четверти, в правой руке – черенок лопаты, левой указывает на орудие труда; борода средней длины, тёмно-каштановая; облачён в рясу, мантию, куколь на голове, высоко на груди – крупный крест. Там же, в крипте у раки с мощами Феофила и Иоанна, находится написанная по гравюре Леонтия Тарасевича картина (середина XIX в.) с изображением плачущего Феофила и явлением ему ангела с сосудом; в композицию слева включена фигура седобородого монаха с куколем на голове (игумен?, Марк?).

 



 
PR-CY.ru