МАРК, ФЕОФИЛ и ИОАНН - Страница 3

Корпусная часть креста украшена изображениями, выполненными в технике гравировки с чернением. В центре – Иисус Христос, вверху – святой Феодор, внизу – святой Георгий (практически полностью утрачен); слева и справа от фигуры Спасителя на рукавах перекладины – 12 апостолов, по 6 с каждой стороны; все фигуры представлены фронтально, в рост; сохранились надписи. По мнению Василия Григорьевича Пуцко, эта часть креста является «памятником константинопольской металлопластики», она датируется последней четвертью XI в. Именно в этот период заметно активизируются связи Киево-Печерского монастыря с Константинополем, откуда в обитель прибывали греческие зодчие, мозаичисты, иконописцы. Поскольку крест являлся реликварием, исследователи полагают, что он находился в монастырском храме (возможно, приобретён на средства или при участии Марка). Но тот факт, что крест – полый, способствовал возникновению легенды о его использовании святым в качестве сосуда для питья, который одновременно служил ему мерой употребления воды. В 1629 г. настоятель Киево-Печерского монастыря архимандрит Пётр (Могила; впоследствии Киевский митрополит) записал со слов исцелённого князя П. Курцевича, что в 1621 г. к нему вернулось зрение после того, как он омыл глаза водой из креста Марка и приложился к мощам святого. В первом славянском печатном издании Киево-Печерского патерика даётся следующее описание этой священной реликвии: «…Крест медяный, из негоже (Марк) воду пияше: его же устами своими сице освяти, яко чудотворну тому быти. Ибо елице верующии с постом пришедше испиют от креста того честнаго воду святую, паче всех вод врачебных, неотложное врачевание выше естественное, на недуги своя приемлют» («Патерик, или Отечник, Печерский». Киев, 1661 г.). О сохранявшейся богомольцами традиции пить воду из креста Марка ещё в первой половине XIX в. сообщал митрополит Евгений (Болховитинов). В конце XIX в. крест предлагали для целования на выходе из Введенской церкви, что в Ближних пещерах. Афанасий Кальнофойский в «Тератургиме» упоминает Марка и Феофила как преподобных среди святых, мощи которых находятся в Ближних пещерах («Описание Киево-Печерской лавры». Киев, 1638 г.). Около 1643 г. по благословению Киевского митрополита Петра (Могилы) протосинкелл и экзарх Константинопольского патриарха Мелетий Сириг составил «Канон печерским святым»; Марк, Феофил и Иоанн прославляются соответственно в первом, втором и третьем тропарях пятой песни канона. Общецерковное почитание установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым было разрешено печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших.

 



 
PR-CY.ru