МАРК, ФЕОФИЛ и ИОАНН

МАРК, ФЕОФИЛ и ИОАНН (вторая половина XI – начало XII вв.) – Киево-Печерские, в Ближних пещерах почивающие, преподобные (память 29 декабря, 28 сентября – в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю вторую Великого поста – в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших). Постриженики Киево-Печерского монастыря (см. Киево-Печерская лавра). Рассказ о святых содержится в древнейшей части «Киево-Печерского патерика» (Слово 32 «О блаженем Марце Печернице»), составленной монахом Поликарпом (начало 1230 гг.) по просьбе киево-печерского архимандрита преподобного Акиндина. Согласно рассказу из патерика, Марк жил в пещере, день и ночь трудился над её устройством, копая и вынося на своих плечах землю. В числе прочего его обязанностью было копать могилы для погребения усопших монахов (отсюда прозвище Гробокопатель). За работу святой никогда не требовал мзды, если же что-то и получал не по своей воле, то раздавал убогим. Молитвой и воздержанием он стяжал дар чудотворения, его повелений слушались даже мёртвые. Однажды в монастыре преставился болевший инок. Студийский устав требовал скорого погребения усопшего, но подготовленного места для захоронения на тот момент не нашлось: святой не успел закончить работу вовремя. Локула (погребальная ниша, расположенная в стене подземной галереи), над которой он трудился, была ещё слишком тесна для совершения обряда погребения. Братия начала роптать, обвиняя Марка в нерадении. Тогда преподобный смиренно попросил умершего инока самостоятельно возлить на себя елей, что тот и исполнил. Спустя некоторое время ситуация повторилась: после долгой болезни преставился брат, хоронить которого оказалось негде. Марк повелел душе умершего вернуться в тело, а утром, когда место для погребения было приготовлено, – вновь покинуть его. По просьбе двух иноков, Феофила и Иоанна, которые пожелали быть похороненными вместе, святой выкопал общую могилу (она представляла собой так называемую однолежанковую крипту). Младший из иноков Иоанн преставился раньше и был погребён, когда старшего не было в монастыре. Когда Феофил вернулся в обитель и посетил пещеру, он стал укорять Марка за то, что Иоанна положили «на вышнем месте», которое принадлежало ему по праву старшинства. Тогда по слову святого на глазах Феофила и пришедших с ним монахов мёртвый поднялся и лёг ниже, освободив место. Это чудо, а также обращённые к Феофилу слова Марка о необходимости покаяния привели того к глубокому раскаянию.

 



 
PR-CY.ru