МАРК, ФЕОФИЛ и ИОАНН - Страница 4

Описание облика Марка содержится в нескольких иконописных подлинниках конца XVIII – XIX вв. Без указания памяти в Соборе Киево-Печерских святых он представлен в Строгановском толковом иконописном подлиннике (так называемом Клинцовском подлиннике) со следующей характеристикой: «Сед, брада Феодосиева, на главе клобук черн, руки молебны, персты вверх, ризы преподобнически, испод празелень, левой ногой стоит впрям» (конец XVIII в.; Библиотека Академии Наук). В подлиннике из собрания Михаила Петровича Погодина в описании Марка под 29 декабря тип его лика (или уподобление) отсутствует, но к характеристике святого помимо указания на преподобнические ризы добавлено, что клобук лежит на плечах, и он бос (1820 гг.; Российская национальная библиотека). Упоминание атрибутов, связанных с подвигом святого, появляется только в позднее время в пространном описании облика Марка в пособии для иконописцев 1910 г., составленном академиком Виктором Доримедонтовичем Фартусовым: «...Старец русскаго типа, с бородой средней величины и с большой проседью; лицом, как и костями тела, широковат, но очень худ от поста и трудов; одежда: подпоясанная ремнем власяница и короткая мантия, на голове куколь. В руках лопата, на груди, на тяжелой железной цепи, большой медный крест, устроенный как коробка крестообразной формы. Можно писать ему хартию с изречениями…». На ксилографии из цикла гравюр для первого издания Киево-Печерского патерика мастера монаха Илии Марку посвящены три изображения на листовой гравюре. Центральным является образ святого в трудах – он (подпись: «Прп(д)б Марк Гробокопатель Печерникъ») представлен с лопатой в руках копающим пещеру (локулы обозначены схематически и по виду напоминают места погребений на схеме пещер в том же издании), рядом стоит свеча, и лежит лопатка – орудие, которым расширялся лаз в пещере. Святой облачён в рясу, мантию, в схиме, клобук лежит на плечах, босой. Два клейма под центральным изображением иллюстрируют историю о воскрешении Марком двух иноков, чьи погребения были не готовы; клейма снабжены пояснительными надписями: «Повеле: Марка. ме(р)твый масло возлi: нася» и «Втории мер(т)вый воста ждаше до утра»; в надписи под гравюрой даны характеристики Марка и Феофила: «Марко гласъ есть Архагг(е)лскъ мртвых возбж(д)ающъ, Фефилъ снимъ потокъ слезъ ада оугащающъ.». Автор гравюр на меди в Патерике 1702 г. Леонтий Тарасевич несколько изменил композицию, предваряющую Житие Марка. Он изобразил святого не условно возле пещеры, а внутри; в глубине реалистично показаны три локулы, одну из которых Марк расширяет лопатой, рядом свеча и кирка; Марк представлен обутым. Клейма с чудесами воскрешения не сокращены, но так же выполнены в стилистике, отражающей барочные вкусы новой эпохи с её стремлением к «живоподобию» и размещению в пространстве прямой перспективы. Близкие варианты этой гравюры воспроизводились в последующих изданиях «Патерика», а также в старопечатных изданиях «Службы преподобным отцем Печерским».

 



 
PR-CY.ru