МАРК, ФЕОФИЛ и ИОАНН - Страница 5

В «Патерике» Житие Марка дополнено повествованием о Феофиле. Его, в свою очередь, предваряет изображение, иллюстрирующее назидательный эпизод из Жития этого святого – явление ему ангела, который возвестил о доброй молитве Феофила и о тщетности собирания им пролитых слёз. На гравюре мастера монахи Илии (Киев, 1661 г.) Феофил показан плачущим, он сидит в келье, подпирая рукой опущенную голову (куколь на плечах), перед ним малый сосуд, в который стекают его слёзы; справа – ангел, указывающий на другой, большой сосуд с благоухающими как миро слезами Феофила, которые он «в молитве к Богу излиял еси от сердца, и отер рукою, или убрусцем, или ризою, или еже на земли от очес… спаде». Под центральным изображением – клеймо с образом Феофила, который призвал игумена, чтобы поведать о чуде; в центре – оба сосуда: малый и большой, оставленный ангелом. На гравюре работы Леонтия Тарасевича в основной композиции ангел помещён слева; кроме того, художник привнёс элементы, свойственные западноевропейской гравюре, – из глаз Феофила уже не льются потоки слёз, а он меланхолично взирает на лежащий рядом череп (Киев, 1702 г.). Исследователи отмечают, что для ксилографии в первых изданиях и гравюр в изданиях после декабря 1702 г. характерны те же приведённые выше стилистические характеристики. Образ Марка есть в ранних композициях Собора Киево-Печерских святых, в том числе краткого их состава, обусловленного текстом Житий, входящих в «Патерик» начала XVII в. Среди наиболее почитаемых чудотворцев Марк представлен на фронтисписе «Патерика» 1661 г. работы мастера монаха Илии – в правой части заставки во втором сверху медальоне, образованном листьями виноградной лозы. Он изображён в развороте влево (к центру), в монашеской мантии, в схиме, в клобуке, с бородой средней величины, руки молитвенно вытянуты вперёд. На фронтисписе «Патерика» 1702 г. и последующих изданий, воспроизводящих гравюру Леонтия Тарасевича (например, Киев, 1762, 1768 гг.), несмотря на то же место, занимаемое в композиции, облик Марка изменён (и не согласуется с гравюрой перед его Житием): преподобный изображён в развороте вправо (от центра), голова не покрыта, волосы кудрявые, борода окладистая, кудрявая, руки сложены на груди крестообразно, голова наклонена, взор направлен вниз. В изводе композиции Собора «Древо Киево-Печерского монастыря» его образ представлен на киевской гравюре мастера Акима (монограмма «АК»; 1643–1676 гг., Днепровский меткомбинат имени Дзержинского), а также на её иконописных повторениях: на иконах 1660 гг. из церкви Печерской иконы Божьей Матери в Угличе (Угличский историко-художественный музей) и 1686 г. из церкви в честь Тихвинской иконы Божьей Матери Рождественского монастыря в Ростове (музей-заповедник «Ростовский кремль») – полуфигура Марка (в повороте влево) в чаше, образованной листьями лозы в правой части композиции вверху (второй сверху, крайняя ветвь лозы); на голове куколь, руки протянуты в молении.

 



 
PR-CY.ru