МЕРКУРИЙ - Страница 7

Помимо житийных сцен на раме представлены иллюстрации к «Повести о нашествии Батыя» и к «Сказанию о мученичестве благоверного князя Михаила и исповедника Феодора Черниговских», текстов, входящих в качестве предисловия в минейную редакцию «Повести о Меркурии Смоленском». Надписи, сопровождающие клейма, также соответствуют тексту минейной редакции. Повесть читается за богослужением в день памяти Меркурия (24 ноября), а также в день празднования Смоленской иконе Божьей Матери «Одигитрия» (28 июля) как свидетельство одного из чудес иконы. Таким образом, состав клейм на раме позволяет исследователям предположить, что в среднике находился Смоленский образ Божьей Матери. Исследователи полагают, что изображение Меркурия есть в росписи конца XVI в. Смоленского собора Новодевичьего монастыря. На юго-восточном столпе изображён юный воин с пышной причёской, в доспехе с белой перевязью, зелёном плаще и высоких сапогах. За спиной у него круглый щит, в правой руке – копьё, левой он опирается на меч. Образ воина близок к образу Меркурия на раме XVII в. из Ярославского художественного музея, но надпись «великомученик Меркурий» заставляет исследователей предположить, что в росписи изображён великомученик Меркурий Кесарийский, на день памяти которого (24 ноября) в XVI в. было установлено празднование памяти Меркурия. Однако облик святого в росписи Смоленского собора не соответствует традиционной византийской иконографии великомученика Меркурия, который изображается с бородой и, как правило, в шлеме. В XVIII – начале XIX вв. получили распространение иконы, на которых Меркурий представлен вместе с преподобным Авраамием Смоленским. На иконе, происходящей из церкви села Бастеновичи Могилёвской области Белоруссии (1723–1728 гг. Национальный художественный музей), святые изображены в молении перед Смоленской иконой Божьей Матери на фоне города Смоленска. Такая же композиция представлена на иконе из Успенского собора Смоленска, но вместо образа Божьей Матери в небесном облачном сегменте – Господь Саваоф. На иконе начала XIX в. (Смоленский государственный музей-заповедник) святые изображены в небесах коленопреклонёнными, в молении иконе Божьей Матери, которую держат ангелы; в нижней части иконы – панорама Смоленска. На иконе смоленских святых – князь Андрей, преподобный Авраамий и Меркурий (XIX в., Смоленский государственный музей-заповедник) – мученик назван в подписи благоверным князем, что, как полагают исследователи, связано с преданием о принадлежности Меркурия к княжескому роду. В составе композиции «Собор русских святых» Меркурий изображён на выговской иконе конца XVIII – начала XIX в. (Музей изобразительных искусств Республики Карелия) в виде юноши, в рост, с крестом в правой руке и мечом в левой. На северодвинской иконе XIX в. из деревни Малая Горка Виноградовского района Архангельской области и на иконе 1814 г. письма П. Тимофеева полуфигура юного Меркурия представлена в молении (Русский музей). На иконе того же извода начала XIX в. из Черновицкой области Украины (Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник) Меркурий изображён средовеком, в правой руке держит поднятый меч, в левой – ножны. Образ Меркурия как средовека в княжеском облачении, опирающегося на меч, повторяется в рисунках середины XX в. монахини Иулиании (Соколовой) и встречается на иконах XX–XXI вв.



 
PR-CY.ru