МЕРКУРИЙ - Страница 5

Почитание Меркурия как защитника Смоленска не прослеживается в исторических и агиографических источниках до XVI в. В 1953 г. в Смоленске был найден текст буллы с изображением великомученика Меркурия Кесарийского и греческой надписью: «Господи, помози рабу своему Меркурию Вентеславу». Считается, что она принадлежала князю Вячеславу, получившему Смоленск от отца, Киевского князя Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого. По мнению Валентина Лаврентьевича Янина, в Смоленске могло существовать особое почитание великомученика Меркурия Кесарийского, связанное с тем, что первый смоленский князь был крещён с именем Меркурий. Возрождение почитания святого воина в XV в. могло быть связано с участием cмоленских полков в Грюнвальдской битве (1410 г.), а также с московской войной. Культ Меркурия интегрирует смоленские и московские традиции почитания великомученика Меркурия Кесарийского. На Соборах 1547 и 1549 гг. Меркурий канонизирован не был. В «Степенную книгу» сказание о нём не вошло. Святой прославляется в службе Всем новым российским чудотворцам, составленной суздальским иноком Григорием. Память святого отмечена под 24 ноября в Коряжемских святцах (Российская государственная библиотека, 1621 г.). В Месяцеслове троицкого келаря Симона (Азарьина) (Российская государственная библиотека, середина 1650 гг.) и близких к нему святцах с пасхалией XVII в. (Исторический музей) Меркурий упомянут 24 ноября и 17 августа, что, как полагают исследователи, связано с отождествлением святого со священномучником Меркурием, епископом Смоленским, который почитается в числе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих. В «Житии Меркурия», помещённом под 24 ноября в «Алфавите русских святых» старообрядческого монаха Ионы Керженского (Ярославский музей-заповедник, 1807–1811 гг.), о мощах Меркурия сказано: «...Не благоволиша остатися в Смоленске, но въ кладе приплыша чюдне рекою Дънепром в Киево-Печерский монастырь, и тамо в Ближней пещере почивают». Исследователи полагают, что отождествление двух святых может быть связано с существованием культа Меркурия в западнорусских землях на протяжении XVII в. До Октябрьской революции 1917 г. в Смоленске почитались мощи Меркурия, его меч и копьё. По свидетельству Ивана Алексеевича Бунина, на солее в Успенском соборе находились шлем и железные сандалии Меркурия (ныне сохранились только сандалии). Изображение Меркурия с отсечённой головой исследователи не встречают на иконах. Однако И.А. Бунин в повести «Суходол» описал древний суздальский образ: «...Изображение безглавого человека, держащего в одной руке мёртвенно-синеватую голову в шлеме, а в другой икону Путеводительницы». Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Смоленских святых, установленный в 1983 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова).

 



 
PR-CY.ru