МЕРКУРИЙ

МЕРКУРИЙ (XIII в.?) – Смоленский, мученик (память 24 ноября и в воскресенье перед 28 июля – в Соборе Смоленских святых. Меркурий в ранних списках датируется второй четвертью XVI в., оно вошло в Великие Минеи Четьи митрополита Макария под 24 ноября (Успенский и Царский списки). В некоторых списках Житие отнесено к 28 июля – дате празднования Смоленской иконе Божьей Матери. По наблюдениям Фёдора Ивановича Буслаева, архиепископа Сергия (Спасского), Арсения Петровича Кадлубовского, Леонида Тимофеевича Белецкого, Феодосия Георгиевича Спасского и других исследователей, почитание Меркурия может рассматриваться как проявление на русской почве греческой и общеевропейской традиции культа великомученика Меркурия Кесарийского: совпадает дата празднования памятей святых, много параллелей обнаруживается в Житиях святых, в службах им. Составление Жития Меркурия в первой сохранившейся версии (так называемой минейной редакции) было связано с идеологической программой прославления смоленских святынь после взятия Смоленска великим князем Московским Василием III Ивановичем в 1514 г., как и утверждение праздника Смоленской иконы Божьей Матери, а также строительство Смоленского собора в Новодевичьем монастыре. Исследователи полагают, что наиболее ранний из ныне известных списков Жития Меркурия находится в рукописном сборнике, который принадлежал игумену Нифонту (Кормилицыну), настоятелю Волоколамского монастыря (1522–1543 гг.; Российская национальная библиотека, около 1538 г.). Повесть о Меркурии представлена здесь как история чуда Пресвятой Богородицы, заступницы Смоленска, и расположена рядом с Повестью о чудесах от Владимирской иконы Божьей Матери. В сборнике материал организован по «Главизнам», отсюда это название было заимствовано в Великих Минеях Четьих и сохранилось за минейной редакцией Жития Меркурия («Главизна изъявляется от чудес дивнейшеи заступницы нашей…, и память сказуется ея святого Меркурия иже есть гроб его в Смоленске, граде нашем, бывших от него чудес»). Житие начинается похвалой Пресвятой Богородице. Далее следует рассказ о нашествии Батыя и разорении Русской земли. Описание ужасных бедствий, постигших Русь, переходит в плач Пресвятой Богородицы и моление о Своих чадах. В этой части Повесть о Меркурии связана с циклом повестей о Батыевом нашествии. В собственно житийной части действие происходит в Смоленске. Ночью в «церкви Богородицы» совершается чудо от иконы Божьей Матери: Пресвятая Богородица велит пономарю привести к Ней воина Меркурия. Он некто «от римских пазух», княжеского рода, греческой веры. Пономарь застаёт его на молитве. Меркурий с радостью идёт на призыв Пресвятой Богородицы, Которая повелевает ему выступить против врага, тайно идущего к городу. Меркурий берёт меч, выходит за городские ворота на Долгий мост, где вступает в бой. Он убивает исполина и многих вражеских воинов, потом уходит в предуказанное место и просит Бога послать ему мученическую смерть, желая пролить кровь за Святую Церковь. Глас с неба обещает ему мученичество. Приходят вражеские ратники, с которыми Меркурий сражается. Враги видят над городом чудесное явление Пресвятой Богородицы.

 



 
PR-CY.ru