МЕРКУРИЙ - Страница 2

Затем некий воин из варваров или сын убитого исполина отсекает Меркурию голову. Мученик встаёт, берёт свою голову и идёт в город, чтобы поведать горожанам о своей победе и о чудесной помощи Пресвятой Богородицы. Тело мученика погребают в церкви у левого клироса, он является в видении пономарю и велит повесить свои щит и копьё над гробницей. Характер и последовательность событий в Житии Меркурия в значительной мере определены воздействием преданий о великомученике Меркурии Кесарийском и великомученике Димитрии Солунском. Русскому святому агиограф даёт римское происхождение по аналогии с древним римским воином Меркурием. В Житии Меркурия упоминается чудо в Кесарии Каппадокийской, повествующее о том, как Пресвятая Богородица послала великомученика Меркурия убить императора Юлиана Отступника (361–363 гг.) и спасти город. Ранний греческий источник, рассказывающий об убиении Юлиана («Хроника» Иоанна Малалы), был известен на Руси. В нём описано видение Василия Великого: Спас, сидящий на престоле, посылает святого Меркурия убить Юлиана; воин стоит перед Христом в светящейся железной броне. Услышав повеление, он исчезает и потом возвращается, вновь предстаёт перед престолом Господа и сообщает о гибели Юлиана. Преподобный Иоанн Дамаскин в «Первом защититильном слове против порицающих святые иконы» в разделе «Свидетельства древних и славных святых Отцов об иконах», пересказывает этот эпизод, несколько изменяя его: Василий Великий видит икону Божьей Матери, на которой изображён и воин Меркурий; он исчезает с иконы и вновь появляется уже с окровавленным копьём. Этот эпизод не был включён в славянскую версию «Первого защитительного слова...», для его актуализации требовалось обращение к греческому источнику. Таким образом, у исследователей есть основания считать, что над составлением Жития Меркурия работал образованный (скорее всего, волоколамский) книжник, который интересовался историей чудотворных икон и полемикой с иконоборцами. В русском хронографическом своде XV в. «Летописец Еллинский и Римский» воспроизведён фрагмент «Хроники» Иоанна Малалы и сообщается, что по молитве Василия Великого Меркурий убил Юлиана, поскольку тот возводил хулу на Богоматерь (эта вставка не имеет аналогий в традиции византийских хроник). В Житии Василия Кесарийского, распространённом в русской традиции, эпизод с гибелью Юлиана приведён в расширенной версии: во сне святитель видит, как Богоматерь посылает святого Меркурия на подвиг – казнить Юлиана; пробудившись, он отправляется в церковь святого Меркурия, где хранились его мощи и оружие, и видит, что оно исчезло. В отличие от Кесарийского святого смоленский воин призывается не из сонма мучеников, а из среды живых людей. Однако сведе́ние воедино историй мученической смерти за веру и посмертного подвига порождает композиционные сложности в Житии Меркурия: он представлен героем посмертного чуда, а не реальным жителем Смоленска.

 



 
PR-CY.ru