МЕРКУРИЙ - Страница 6

Самое раннее описание облика Меркурия в иконописных подлинниках относится к концу XVI в.: «Аки Димитрей, во бронех; верхняя риза багрова с белилы, доспех пернаст – вохра с белилы, рукава изпод рукав лазорь; нагавицы багор в правой руке меч, а в другой ножни» («Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI в.»). В подлинниках XVIII – первой трети XIX в. облик Меркурия чаще всего уподоблён облику великомученика Димитрия Солунского и описан под 24 ноября следующим образом: «...Аки Димитрий Селунский, образом велик, брада невелика, разсохата мало, на главе шапка, залом черн, шуба камка узорчата, отворот бел, в правой руце сабля гола велика, а он подперся ею, что посохом, а в другой руке ножны» (Библиотека Академии Наук). Однако исследователи встречают и другие варианты: «...Аки Борис князь, а инде млад, в латах и доспесе, аки Димитрий Селунский» (Институт русвской литературы и искусства (Пушкинский Дом); под 28 июля); «подобием млад, аки Георгий, на нем шуба княжеска, в руце меч в ножнах» (Институт русвской литературы и искусства (Пушкинский Дом); под 24 ноября); «млад, аки Димитрий Селунский, ризы княжеские» (Филимонов. «Иконописный подлинник»). В некоторых подлинниках особо подчёркивалась принадлежность святого к княжескому роду: «…Родом бе римлянин, пришел юн сый служити князем, рода княжеска» (Российская национальная библиотека). В руководстве академика Виктора Доримедонтовича Фартусова о внешности Меркурия сказано: «Типом римлянин, отличался силой и высоким ростом, средних лет, с небольшой бородой, волосы подстрижены; в русских военных доспехах. В правой руке меч, в левой – хартия». На хартии В.Д. Фартусов предлагает писать: «Пречистая, Преславная, Преблагословенная Владычице, Ты своим ходатайством спасла град сей и не допустила людям Твоим впасть в руце злых врагов христианских». Зафиксированные в подлинниках разночтения в описании облика Меркурия отражены в его изображениях: святого могли изображать юношей или средовеком, в воинских доспехах или в княжеском облачении. Наиболее ранний достоверный образ Меркурия сохранился в житийном цикле святого на иконной раме XVII в. (Ярославский художественный музей). Он представлен безбородым юношей с короткими волосами, в золотом пластинчатом доспехе, синем плаще, красной рубахе и высоких красных сапогах. В руках у него большой меч, которым он побивает вражеских воинов. Житийный цикл Меркурия расположен на нижнем поле рамы и состоит из семи клейм. Композиции сопровождаются надписями на полях, все фрагменты текста пронумерованы, и соответствующие цифры проставлены на фоне в клеймах: 1) Видение пономарю Божьей Матери, повелевшей призвать Меркурия на защиту Смоленска от войск Батыя. 2) Меркурий приходит на Долгий мост и посекает врагов мечом. 3) Гибель войска Батыя. 4) Усекновение главы Меркурия. 5) Меркурий, держа отсечённую голову в руках, приходит к воротам города. 6) Погребение Меркурия в Успенском соборе. 7) Явление во сне пономарю Меркурия, повелевшего повесить над гробом его оружие. Состав других клейм рамы, среди которых есть композиции, не имеющие прямого отношения к Житию Меркурия («О Тебе радуется», «Достойно есть», «Покров Пресвятой Богородицы» и «Похвала Пресвятой Богородицы», а также «Ветхозаветная Троица» и «Собор двенадцати апостолов»), позволяет исследователям предположить, что рама окружала почитаемую Богородичную икону.

 



 
PR-CY.ru