МАКСИМОВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 2

В результате этих событий или последующих разорений омофор был утерян (исследователи полагают, что ссылкой на историю гибели ключаря автор текста, буквально воспринимавший композицию иконы, пытался объяснить отсутствие в соборе омофора, скорее всего, никогда не существовавшего). На основе этого текста написана статья о Максимовской иконе для сборника «Солнце пресветлое», принадлежавшего Симеону Фёдорову Моховикову (Научная библиотека МГУ, 1715 г.). К тому же источнику восходит надпись, которая в XIX в. находилась под иконой у гробницы Максима, в юго-западной части собора. С некоторыми разночтениями она приводится во многих дореволюционных изданиях в качестве сказания о чудотворной иконе. Упоминание образа без изложения его истории содержится в тексте «Описание во граде Владимире, где положены святые мощи в соборной церкви» (Российская национальная библиотека, 1680 гг.) в связи с описанием погребения Максима «в пределех у святаго Пантелеймона», хотя автор текста не говорит, что она находилась у гробницы. Судя по древнейшим описям Успенского собора 1693 и 1695 гг., «образ пресвятые Богородицы Одигитрия в подножи моление Максима митрополита» стоял в местном ряду главного иконостаса, четвёртым справа от царских врат, перед южной дверью алтаря; как и другие местные иконы, был в ветхом басменном окладе (Российский государственный архив древних актов). Эти сведения соответствуют указанию на «листе» для гробницы Максима, согласно которому образ «и до сего дни всеми видим на правой стране у южных дверей». К 1708 г. икона находилась в юго-западной части собора, у гробницы святителя, в приделе великомученика Пантелеимона или рядом с ним, у столпа: «Образ местной же пресвятыя Богородицы видение Максима митрополита грека поновлен вновь оклад серебреной венец чеканной золочен. На Максиме митрополите венец чеканной золочен киота столярная гладкая вызолочена». При этом на самой гробнице стоял список с древней иконы: «Да на гробе же Максима митрополита греченина образ пресвятыя Богородицы в молении Максим митрополит» (Российский государственный архив древних актов). Состоявшееся в конце 1690 гг. или в начале XVIII в. перенесение образа к погребению святителя, его поновление, создание нового оклада и списка, очевидно, связаны с распространением почитания святителя Максима и решением соединить икону и гробницу. Тем не менее, в то время древняя икона не была перенесена к гробнице.

 



 
PR-CY.ru