МАКСИМОВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

МАКСИМОВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ – чтимый образ (празднование 18 апреля и 26 декабря) из Успенского собора во Владимире, одно из центральных произведений русской иконописи рубежа XIII и XIV вв. (с 1920 гг. находится в собрании Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника). Традиционно связывается с именем митрополита Киевского и всея Руси (1283–1305 гг.) Максима, переехавшего в 1299 г. из Киева во Владимир, скончавшегося там в 1305 г. и погребённого в Успенском соборе; подобно ряду других чтимых русских икон (Петровская икона Божьей Матери, Пименовская икона Божьей Матери, «Спас архиепископа Моисея»), получила название по имени святителя. Исследователи полагают, что Максимовская икона была создана в годы пребывания митрополита во Владимире или, что менее вероятно, вскоре после его кончины. Упоминания Максимовской иконы до XVII в. исследователям неизвестны. Самым ранним свидетельством об иконе исследователи называют текст на «листе» над гробом святителя Максима, который входил в серию аналогичных «листов» для княжеских и архиерейских гробниц владимирского Успенского собора, очевидно, изготовленных по случаю перенесения мощей великого князя мученика Георгия (Юрия) Всеволодовича 22 января 1645 г. («Путь к граду Китежу». 2003 г.). В этом тексте, известном исследователям по списку «Степенной книги» 1670 г. (Российская государственная библиотека), рассказано о переезде Максима во Владимир, и изложена история создания иконы. Вскоре после прибытия из Киева Максиму, уснувшему в келье, явилась Пресвятая Богородица с Младенцем на руках и приветствовала его словами: «Рабе мой Максиме, добре пришел еси посетити град мой». Затем, подав святителю «омофор багряновидный», Она сказала: «Приими сей омофор и паси во граде моем словесныя овцы». Проснувшись и обнаружив в руках омофор, митрополит возвестил всем о чуде и положил омофор в Успенском соборе в золотой ковчег, который вместе с великим князем Андреем Александровичем устроил для него. По заказу святителя была написана икона Божьей Матери «по видению во сне, которым подобием виде», т.е. со сценой вручения Максиму омофора. Образ, украшенный серебром и золотом, поставили в Успенском соборе. Далее в тексте сообщается о кончине митрополита Максима, его погребении в Пантелеимоновском приделе Успенского собора и о том, что омофор вместе с другими сокровищами был спрятан ключарём Патрикием во время нападения на Владимир царевича Талыча.

 



 
PR-CY.ru