ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич - Страница 8

В торжественных одах М.В. Ломоносов внушал мысли о величии России и её блистательном будущем, о непобедимости духа «россов», правоте дела Петра I и пользе наук. Его оды, по построению напоминающие праздничные проповеди, включают молитвенные призывания Бога (большинство од ими начинаются и заканчиваются), цитаты и парафразы из Славянской Библии и богослужебных текстов, имеют «особый величественный колорит, колорит церковности». В «Оде на прибытие… Петра Фёдоровича…» (1742 г.) переложен фрагмент Откр. 12:1 о «жене, облечённой в солнце» (строфы 7–8), в последней оде М.В. Ломоносова («Ода… на новый 1764 год») есть вольное переложение строф 18–19 из восьмой главы «Книги Притчей Соломоновых» (исследователи отмечают, что вообще библейские аллюзии в торжественных одах М.В. Ломоносова многочисленны). В целом они отличаются, с одной стороны, единообразием метрики (четырёхстопный ямб), строфики (десятистишная строфа), стиля (высокого, славянизированного), идеологии и оптимистического настроения, а с другой – сложностью звуковой организации, свободной композицией, не сводимой к прямолинейно-логической последовательности, гиперболической образностью, обилием риторических «украшений» и неожиданных сравнений, призванных поразить воображение и приобщить читателя к «восторгу» поэта. Среди других стихотворений М.В. Ломоносова – «Письмо о пользе Стекла» (1753 г.), в котором изложена история наук и просвещения, включённая в христианский контекст («О коль велика к нам щедрот Его пучина,/ Что на землю послал возлюбленного Сына!/ Не погнушался Он на малый шар сойти,/ Чтобы погибшего страданием спасти»). В «Разговоре с Анакреоном» (1761 г., опубликован в 1771 г.) М.В. Ломоносов сформулировал свою литературную позицию, в частности, противопоставив эпикурейскую и стоическую философию, при этом показал их как недостаточные для человека. В 1750–1751 гг. по «изустному» указанию императрицы Елизаветы Петровны М.В. Ломоносов написал две трагедии – «Тамира и Селим» (поставлена в 1750 г. и 1751 г.; опубликована в 1752 г.), основанную на событиях в Крымском ханстве времён правления Мамая, и «Демофонт» (опубликована в 1752 г.) на античный мифологический сюжет. По сравнению с трагедиями Александра Петровича Сумарокова (первыми образцами этого жанра в русской литературе) в трагедиях М.В. Ломоносова снижена роль любовной интриги. В 1760 и 1761 гг. вышли две песни героической поэмы М.В. Ломоносова «Пётр Великий» (не завершена), в которой среди прочего есть похвала Соловецкому монастырю. В 1748 г. вышла из печати «Риторика» М.В. Ломоносова («Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки»), состоящая из трёх частей («О изобретении», «О украшении» и «О расположении»). Это сочинение, которое является первым написанным по-русски пособием по риторике, включало множество примеров из античной и новой европейской словесности в переводах М.В. Ломоносова, из его собственных сочинений, а также из трудов отцов церкви, в основном, святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. «Риторика» пользовалась большой популярностью, но на практике была востребована, главным образом, в духовных учебных заведениях. В «Российской грамматике» (завершена в 1755 г.; издана в 1757 г., на титуле – 1755 г.) М.В. Ломоносов впервые дал систематическое описание норм живого великорусского языка – «московского наречия», наряду с которым он выделял «северное» и «малороссийское». Таким образом, М.В. Ломоносов заложил основы для создания нормированного литературного языка, считая это делом первостепенной важности: «Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики».

 



 
PR-CY.ru