ЛУГДУНСКИЕ МУЧЕНИКИ, Лионские - Страница 8

В Галлии «исстари по священному обычаю» использовали также неких trinqui, по мнению исследователей, добровольцев, согласившихся принести себя в жертву богам (ср. мнение Тимоти Дэвида Барнса, который считал маловероятной связь между этим законом и гибелью Лугдунских мучеников). Большинство исследователей полагают, что галльские власти «цинично использовали» закон о гладиаторах для расправы с христианами. Высказывалось даже предположение, что постановление сената было настоящей причиной жестокой казни Лугдунских мучеников. Попытки христиан забрать останки Лугдунских мучеников были безуспешными, легат распорядился оставить их без погребения. Исследователей полагают, что отказ выдать тела, и уничтожить останки является исключительным случаем: как правило, не запрещалось хоронить даже тех, кто совершили самые тяжкие преступления. Во фрагментах «Послания», сохранённых Евсевием Кесарийским, говорится только о Лугдунских мучениках, которые умерли во время следствия или были казнены. Однако среди христиан были также исповедники, возможно, осуждённые на каторжные работы. После расправы над мучениками положение христианской общины в Лугдуне стабилизировалось. В 180 и, как полагают исследователи, в 190 гг. Лугдунскую церковь возглавлял Ириней, который, по мнению исследователей, руководил и другими христианскими общинами Галлии (в его сочинениях нет упоминаний о новых преследованиях христиан). В XX в. благодаря археологическим раскопкам стало возможным идентифицировать некоторые места, упомянутые в «Послании» (многие гипотезы, выдвигавшиеся в XVI–XIX вв., были признаны ошибочными). В эпоху Римской империи центральная часть города находилась на холме Фурвьер, на левом берегу Соны. В южной части холма (ул. Фарж) найдены остатки публичных терм, построенных в середине I в. и расширенных в начале II в.; исследователей полагают, что эти термы были в перечне общественных мест, которые запретили посещать христианам. Главный городской форум, рядом с которым могла находиться резиденция наместника, обычно локализуют в районе современной базилики Пресвятой Девы Марии (Нотр-Дам-де-Фурвьер), однако твёрдых доказательств в пользу этой гипотезы у исследователей нет. Исследователей полагают, что на этом месте находился не форум, а храмовый ансамбль, перестроенный во II в., скорее всего, при императоре Адриане (117–138 гг.), тогда как остатки форума ещё не обнаружены. На другом берегу Соны, на склоне холма Ла-Круа-Рус, находилось так называемое святилище Трёх Галлий, где с 12 г. до н.э. проводился ежегодный праздник в честь Рима и Августа. В состав святилища входил амфитеатр, остатки которого, впервые обнаруженные в 1818–1820 гг., были правильно идентифицированы лишь в 1950 гг. (раскопки Амабля Одена). Амфитеатр был возведён при императоре Тиберии (14–37 гг.) и существенно расширен, как полагают исследователи, в 130 гг. После перестройки здание, вмещавшее около 20 тыс. человек, стало самым большим амфитеатром в Галлии. В нём устраивались гладиаторские бои и другие представления, во время которых погибли многие Лугдунские мученики. Прах христиан выбросили в Рону, которая протекает примерно в 600 м к востоку от амфитеатра.

 



 
PR-CY.ru